Оценка органов местного самоуправления как органов публичной власти
Аннотация
Осмысление результатов реформы Конституции РФ позволяет заключить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, объединенные в единой системе публичной власти самим этим фактом, не преобразуются в органы публичной власти. Применительно к органам местного самоуправления обретение ими в приведенных в статье случаях идентичности в качестве органа публичной власти предполагается через изменение модели финансово-бюджетной обеспеченности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 02/2024 |
Страницы | 11-14 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2024-2-11-14 |
Законом Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в Конституцию РФ внесены поправки, в том числе о создании института публичной власти как единого целого, объединяющего в себе как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления с возможностями прямого вертикального делегирования публичных полномочий с вышестоящего уровня публично-правовой организации власти на нижестоящие и обратного, реверсивного перераспределения полномочий от нижестоящих уровней к вышестоящим уровням. Именно такое понимание свойства единства публичной власти закреплено в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 394-ФЗ). Конечно, формализация нормы о свойстве единства публичной власти в законе, регулирующем статус отдельного элемента этой системы, отдельного конституционного государственного органа, формируемого Президентом РФ (Государственного Совета РФ), представляется, по меньшей мере, странной. Ведь место системной дефиниции в Конституции РФ либо в законоположениях, определяющих собственно новый инструмент управления – единый институт публичной власти. Однако здравомыслие в нормотворческой деятельности не рассматривается в качестве какого-либо достоинства, оставляя тем самым возможности доктринальному осмыслению их результатов.
В литературе уделяется значительное внимание вопросам места и роли местного самоуправления в единой системе публичной власти. Например, О.А. Кожевников, анализируя приведенные изменения Конституции РФ, приходит к выводу, что непосредственно сами эти изменения нуждаются в раскрытии отраслевым законодательством. Н.М. Добрынин, отмечая воссоздание «вертикали» власти по всей цепочке публичного управления, резюмирует, что дальнейшая эволюция местного самоуправления в Российской Федерации (независимо от ее уклона в сторону вертикализации управления) должна опираться на человекоцентричные основания российской модели конституционализма и нравственные устои российского общества. Е.В. Гриценко ставит вопрос о том, дает ли конституционный принцип единства системы публичной власти основание для предложенных законодательных интерпретаций в реформировании организации публичной власти регионального и местного уровня.
Одной из значимых проблем такого формирования предстает соотношение единства публичной власти с ее элементами: органами государственной власти и местного самоуправления. Ведь поскольку совокупность данных органов образует единую систему публичной власти, постольку и ее элементы становятся элементами публичной власти, наименование которых вследствие преобразующего единства должно быть трансформировано в органы публичной власти. Во всяком случае, следствия именно такого рода рассуждения возможно наблюдать в норме п. «е.5» ст. 83 Конституции РФ, согласно которому Президент РФ формирует Государственный Совет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.