Дата публикации: 25.04.2024

Ответственное нормотворчество — обязательный элемент муниципальной службы

Аннотация

В статье по результатам анализа регистрационной деятельности территориальных органов Минюста России в отношении уставов муниципальных образований, оценки качества нормотворчества органов местного самоуправления выявляются типичные недостатки, предлагается выработка мер по повышению ответственности муниципальных служащих.




Организация местного (муниципального) управления или уровня власти в нашей стране, если даже не вспоминать исторические прототипы, насчитывает уже не одно десятилетие, попытки начались еще до распада Советского Союза, принятия российской Конституции, в которой данная форма общественных отношений получила весомое закрепление и импульс к нормотворческой деятельности всех уровней нашего государства.

При подготовке данной статьи одним из вариантов ее названия был «Муниципальное нормотворчество – одна из целей местного самоуправления», но, уже углубившись (в очередной раз) в описываемые вопросы, в то, как из года в год сохраняются проблемы, в том числе связанные с муниципальными нормативными актами, прежде всего, как представители территориальных органов Минюста России мы обращаемся к тематике уставов муниципальных образований, данное наименование дополнилось тезисом «ложная», имея в виду цель. Окончательная мысль, которую мы попытались выразить и которая отражена и в названии статьи, свелась к ответственной деятельности в том числе, а возможно, в первую очередь, по созданию нормативных правовых актов.

Мы неоднократно высказывались по поводу необходимости изменения подходов к системе нормотворчества нашего сложносоставного государства, его уровней власти и ее проявления в управленческих решениях. Задача любых управленческих решений – влияние на общественные отношения, их сохранение, изменение, в идеале – гармонизация, что далеко не всегда происходит, но к чему мы должны стремиться и вырабатывать для этого оптимальные механизмы и методы. Зачастую же влияние на взаимоотношения в обществе, отдельных его сегментах сводится к принятию нормативного предписания, которое на практике никак не отражается на фактическом поведении (действиях, бездействии) как людей, так и целых институтов, в том числе наделенных властными полномочиями. Поэтому и необходимо рассматривать нормотворческую деятельность не как цель воздействия на общественные взаимоотношения, а как средство или инструмент воздействия.

Современные формы государственного и общественного устройства предусматривают практически единственный, во всяком случае основной, такой механизм – правовую норму, т.е. общеобязательное правило поведения, которое может исходить из заранее известного источника, по определенной процедуре и обеспечиваться исполнительными рычагами, вплоть до принудительных. На наши поступки, безусловно, влияют и моральные, нравственные ориентиры, культурные, религиозные (или то, как мы сейчас их представляем, воспринимаем и насколько готовы с ними соотносить свое поведение) традиции, обычаи или их интерпретации. Это, как правило, положительные ориентиры или стимуляторы поведения (за исключением каких-нибудь их отголосков в виде жертвоприношений или кровной мести), но нами движут и зависть, корысть, тщеславие, различные страхи, неразвитость эмоциональная, интеллектуальная и др.

Чтобы добиваться максимального эффекта от нормативных документов (законов, подзаконных, ведомственных и др. актов), надо стараться все вышеперечисленное изучать, знать, анализировать и учитывать в тех правовых конструкциях, которые ложатся в основу проекта и уже принятого или изданного акта. Это не значит соглашаться с какой-то устоявшейся формой поведения, но учитывать ее при нормотворческой разработке необходимо, иначе новое правило поведения останется только в его тексте, а мы начнем вносить в него изменения, которые будут отражаться лишь на количестве нормативных правовых актов, никак не меняя общественные отношения.


Остальные статьи