Дата публикации: 25.04.2024

Прокурор как субъект уголовной политики по противодействию преступности

Аннотация

Цель. Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию уголовно-процессуальной деятельности прокурора, а также повышению его роли как субъекта уголовной политики по противодействию преступности. Методология: использованы диалектический, формально-юридический, сравнительный, логический и ряд других методов исследования. Выводы. Прокуратуру надо понимать как обвинительную власть государства, представители которой уполномочены законом выдвигать перед судом обвинение и через его поддержание в суде добиваться применения мер уголовно-правового воздействия к лицам, виновным в совершении преступлений. Прокуратура обязана осуществлять противодействие преступности непосредственно, а также посредством руководства всеми правоохранительными органами, уполномоченными на выявление, расследование, раскрытие преступлений, выдвижение обвинения перед судом и изобличение лиц, обвиняемых в преступлениях. Генеральный прокурор России как глава обвинительной власти должен быть уполномочен на разработку курса уголовной политики, обеспечивать ее практическое воплощение в деятельности органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности и отвечать за результаты ее реализации, воплощенные в состоянии законности. Научная и практическая значимость полученных результатов состоит в обосновании научно обоснованных рекомендаций по расширению полномочий прокурора как субъекта уголовной политики по противодействию преступности. Полученные в ходе проведенного исследования результаты могут быть реализованы как при проведении дальнейших научных исследований, так и в ходе образовательной деятельности (в лекционных курсах, при составлении учебных программ и спецкурсов).




Уголовная политика является одним из ключевых направлений деятельности государства по противодействию преступности с помощью формирования соответствующего законодательства, правоприменительной практики, а также гражданского правосознания. В правовой доктрине существуют различные теоретические подходы к определению понятия «уголовная политика», ее содержания, целей, задач, основополагающих ориентиров. В ходе серьезных фундаментальных исследований обращалось внимание на необходимость принятия на государственном уровне взвешенных решений, основанных на современном уровне научного знания, позволяющих обеспечить надежную защиту личности от преступного воздействия. Среди многочисленных проблем современной уголовной политики выделяется нестабильность законодательства и судебно-следственной практики, что влияет на должное противостояние преступности.

В системе уголовной политики, безусловно, значимую роль играют законотворческое и правоприменительное направления. Опираясь на современные научные работы, можно утверждать, что уголовная политика позволяет реализовывать назначение уголовного судопроизводства, а также способствует эффективной деятельности всех субъектов уголовно-процессуальных отношений, включая прокурора.

Важно исходить из того, что уголовная политика служит основой правового регулирования как общественных отношений, так и правоприменения. Подобный подход позволяет утверждать, что она должна быть последовательной и обдуманной стратегией государства по применению мер воздействия на преступные посягательства на определенном историческом этапе развития. При этом должен быть постоянный поиск возможных ресурсов у государства и институтов гражданского общества на применение наиболее эффективных мер, способных противостоять современным угрозам, исходящим от новых, ранее не известных видов преступности.

В системе уголовной политики правовой доктриной выделяются уголовно-правовая и уголовно-процессуальная политика, каждая из которых выполняет свою функцию. В частности, отдельные ученые полагают, что первая противодействует преступности, а вторая — служит восстановлению справедливости. Другие исследователи подчеркивают, что уголовно-процессуальная политика выступает в единстве с уголовно-правовой политикой.

В рамках уголовно-процессуальной политики государства выделяются два подхода деятельности по противодействию преступности. Первый из них — либеральный, ограничивающий власть государства и обеспечивающий справедливое разрешение уголовно-правового спора. Основная задача уголовного судопроизводства при данном подходе — это защита прав и свобод человека и гражданина. Второй подход — консервативный, заключающийся в использовании государством всех возможностей уголовного судопроизводства как средства, направленного на противодействие преступности.

Список литературы

1. Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности: история, современность, перспективы, проблемы / А.И. Александров ; под редакцией В.З. Лукашевича ; предисловие В.Н. Кудрявцева. Санкт-Петербург : Издательство СПбГУ, 2
2. Александров А.И. Философия зла и философия преступности / А.И. Александров. 2-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург : Издательство СПбГУ, 2020. 483 с.
3. Александров А.С. О перспективах развития российского уголовного судопроизводства в условиях цифровизации / А.С. Александров, О.И. Андреева, О.А. Зайцев // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. C. 199–207.
4. Александров А.С. Современная уголовная политика обеспечения экономической безопасности путем противодействия преступности в сфере экономики : монография / А.С. Александров, И.А. Александрова. Москва : Юрлитинформ, 2017. 608 с.
5. Бабаев М.М. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации / М.М. Бабаев, Ю.Е. Пудовочкин // Уголовное право. 2012. № 4. С. 4–12.
6. Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации : диссертация доктора юридических наук / В.Г. Бессарабов. Москва, 2001. 483 с.
7. Зинченко И.А. Уголовная политика: понятие, проблемы и перспективы / И.А. Зинченко, А.Ю. Трапицын // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. № 9. С. 86–92.
8. Зыков Д.А. Понятие, формы и методы уголовно-правовой политики / Д.А. Зыков, А.В. Шеслер, С.С. Шеслер // Вестник Владимирского юридического института. 2014. № 1 (30). С. 86–92.
9. Лесников Г.Ю. К вопросу о понятии уголовной политики / Г.Ю. Лесников // Российский следователь. 2005. № 6. С. 25–29.
10. Максимов С.В. Ключевые проблемы и перспективы новейшей уголовной политики / С.В. Максимов // Уголовная политика: вчера, сегодня, завтра. Девятые Кудрявцевские чтения (г. Москва, 14 декабря 2016 г.) : сборник научных трудов / научный редактор С.В. Максимов
11. Поленина С.В. Правовая политика — генерализующий фактор правотворчества / С.В. Поленина // Государство и право. 2011. № 1. С. 94–96.
12. Реализация уголовной политики: современные проблемы уголовного и уголовно-процессуального правотворчества, правоприменения и кадрового обеспечения : монография / под общей редакцией А.А. Тарасова. 2-е, изд. испр. и доп. Москва : Русайнс, 2020. 262 с.
13. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве / В.М. Савицкий. Москва : Наука, 1975. 531 с.
14. Сальников В.П. Уголовная и уголовно-процессуальная политика / В.П. Сальников, С.И. Захарцев, М.В. Сальников // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3 (35). С. 260–283.
15. Третьяков И.Л. Уголовная политика в системе государственной политики / И.Л. Третьяков // Мир политики и социологии. 2013. № 10. С. 17–32.
16. Уголовное право России. Общая и Особенная части : учебник / под редакцией В.К. Дуюнова. 6-е изд. Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. 780 с.

Остальные статьи