Прокурор как субъект уголовной политики по противодействию преступности
Аннотация
Цель. Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию уголовно-процессуальной деятельности прокурора, а также повышению его роли как субъекта уголовной политики по противодействию преступности. Методология: использованы диалектический, формально-юридический, сравнительный, логический и ряд других методов исследования. Выводы. Прокуратуру надо понимать как обвинительную власть государства, представители которой уполномочены законом выдвигать перед судом обвинение и через его поддержание в суде добиваться применения мер уголовно-правового воздействия к лицам, виновным в совершении преступлений. Прокуратура обязана осуществлять противодействие преступности непосредственно, а также посредством руководства всеми правоохранительными органами, уполномоченными на выявление, расследование, раскрытие преступлений, выдвижение обвинения перед судом и изобличение лиц, обвиняемых в преступлениях. Генеральный прокурор России как глава обвинительной власти должен быть уполномочен на разработку курса уголовной политики, обеспечивать ее практическое воплощение в деятельности органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности и отвечать за результаты ее реализации, воплощенные в состоянии законности. Научная и практическая значимость полученных результатов состоит в обосновании научно обоснованных рекомендаций по расширению полномочий прокурора как субъекта уголовной политики по противодействию преступности. Полученные в ходе проведенного исследования результаты могут быть реализованы как при проведении дальнейших научных исследований, так и в ходе образовательной деятельности (в лекционных курсах, при составлении учебных программ и спецкурсов).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 04/2024 |
Страницы | 42-45 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-4-42-45 |
Уголовная политика является одним из ключевых направлений деятельности государства по противодействию преступности с помощью формирования соответствующего законодательства, правоприменительной практики, а также гражданского правосознания. В правовой доктрине существуют различные теоретические подходы к определению понятия «уголовная политика», ее содержания, целей, задач, основополагающих ориентиров. В ходе серьезных фундаментальных исследований обращалось внимание на необходимость принятия на государственном уровне взвешенных решений, основанных на современном уровне научного знания, позволяющих обеспечить надежную защиту личности от преступного воздействия. Среди многочисленных проблем современной уголовной политики выделяется нестабильность законодательства и судебно-следственной практики, что влияет на должное противостояние преступности.
В системе уголовной политики, безусловно, значимую роль играют законотворческое и правоприменительное направления. Опираясь на современные научные работы, можно утверждать, что уголовная политика позволяет реализовывать назначение уголовного судопроизводства, а также способствует эффективной деятельности всех субъектов уголовно-процессуальных отношений, включая прокурора.
Важно исходить из того, что уголовная политика служит основой правового регулирования как общественных отношений, так и правоприменения. Подобный подход позволяет утверждать, что она должна быть последовательной и обдуманной стратегией государства по применению мер воздействия на преступные посягательства на определенном историческом этапе развития. При этом должен быть постоянный поиск возможных ресурсов у государства и институтов гражданского общества на применение наиболее эффективных мер, способных противостоять современным угрозам, исходящим от новых, ранее не известных видов преступности.
В системе уголовной политики правовой доктриной выделяются уголовно-правовая и уголовно-процессуальная политика, каждая из которых выполняет свою функцию. В частности, отдельные ученые полагают, что первая противодействует преступности, а вторая — служит восстановлению справедливости. Другие исследователи подчеркивают, что уголовно-процессуальная политика выступает в единстве с уголовно-правовой политикой.
В рамках уголовно-процессуальной политики государства выделяются два подхода деятельности по противодействию преступности. Первый из них — либеральный, ограничивающий власть государства и обеспечивающий справедливое разрешение уголовно-правового спора. Основная задача уголовного судопроизводства при данном подходе — это защита прав и свобод человека и гражданина. Второй подход — консервативный, заключающийся в использовании государством всех возможностей уголовного судопроизводства как средства, направленного на противодействие преступности.