Понятие «педагогическая деятельность» как категория педагогической науки: поиск содержания
Аннотация
Цель. Выявить и описать структурные элементы педагогического понятия «педагогическая деятельность», сформулировать авторское определение. Методология: диалектический метод, метод анализа и синтеза, логический. Выводы. «Педагогическая деятельность» как категория педагогической науки определяется через специфику ее структурных компонентов (цель, предмет, субъектный состав), сущностное основание, профессионализм (воплощающийся в осознанности, целенаправленности и системности деятельности). Дефинитивное наполнение отличается субъективностью, низкой степенью конкретизации, прозрачностью границ, большим объемом понятия. Под педагогической деятельностью как категорией педагогики предложено понимать профессиональную деятельность обучающего субъекта педагогического процесса, направленную на организацию, координацию и реализацию социального взаимодействия с обучающимся с целью интериоризации в его сознание содержания образования, передаваемого с использованием средств образования прямо или опосредованно, для дальнейшей обработки, использования, воспроизводства, а также самогенерации взглядов, позиций, знаний, умений и навыков. Научная и практическая значимость. Авторские выводы могут быть использованы для целей законотворческой деятельности, а также для дальнейших научных педагогических и юридических исследований.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 04/2024 |
Страницы | 38-41 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-4-38-41 |
В педагогической науке вопрос о содержании понятия «педагогическая деятельность» стабильно входит в перечень неразрешимых и вечно актуальных. Это связано и с высокой субъективностью понятия, и с динамикой развития системы образования, и с постоянной коррекцией государственной парадигмы образования с учетом уровня развития общества, социально-экономических условий и иных ситуативных факторов. Если педагогическая наука концентрирует свое внимание на оценке содержания педагогической деятельности с точки зрения ее качественных характеристик, результативности, функциональных компонентов, то юридическое понятие преследует цель выработки квалификационных признаков, позволяющих идентифицировать педагогическую деятельность вне связи с ее эффективностью. Исходя из этих обстоятельств, мы ограничим глубину анализа педагогических подходов и попытаемся выделить в них минимальные признаки педагогической деятельности вне связи с субъективным взглядом авторов на ее эффективность и качество.
В этом контексте интерес представляет трехшаговый анализ понятия «педагогическая деятельность», предложенный Е.Н. Верстуковой. Обобщая сформировавшиеся научные подходы, указанный автор для идентификации деятельности в качестве педагогической полагает необходимым ориентироваться на три показателя:
– профессиональная направленность;
– специфика структурных компонентов;
– сущностное основание деятельности.