Дата публикации: 25.04.2024

Правовое регулирование государственных займов: прошлое и настоящее

Аннотация

Цель. Исследовать частноправовые и публично-правовые начала государственных заимствований в форме облигаций, особое внимание уделить изучению правовой природы долговых обязательств, возникающих в рамках осуществления государственного займа в историческом аспекте и исследовать современные проблемы погашения долговых обязательств органами публичной власти. В ходе исследования использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы: научная абстракция, системный, логический, анализа и синтеза, сравнительно-правовой и формально-юридический. Выводы. Необходимо расширять правовое регулирование и практику использования органами публичной власти государственных заимствований в форме выпуска облигаций, при этом следует принимать во внимание особенности определения как общих объемов государственного займа, так и лимитированности расходной части, связанной с выплатами и погашением государственных долговых обязательств. Научная и практическая значимость. В статье анализируются основные представления о государственном облигационном займе и его публично-правовой составляющей. Делаются выводы, которые могут быть использованы в законодательной и правотворческой деятельности, а также в процессе осуществления долговой политики органами публичной власти в качестве механизмов исполнения финансовых обязательств долгового типа.




Вглядываясь в историю развития представлений о государственном бюджете, отметим, что формирование данного института, его доходная и расходная часть соотносились с финансовой политикой государства, в основе которой заложены общественные потребности и достижение наиболее общезначимых целей. Одним из источников финансирования указанного бюджета являются государственные займы, цель которых — формирование его сбалансированности, восполнение дефицита, а также погашение старой задолженности по долговым обязательствам.

История долговых обязательств, возникающих в рамках государственных заимствований, начинается с конца XVIII в., и детерминировано это тем, что в рамках финансовой политики такой способ позволял погашать имеющиеся задолженности и нести текущие расходы. Рост долговых обязательств, высокий уровень инфляции санкционировал возможность в рамках «Плана финансов» М.М. Сперанского провести реформирование в области государственного бюджета и иных долгов. Манифест от 2 февраля 1810 г. закрепил положения об облигационных заимствованиях. Первостепенная цель государственных внутренних займов — финансовая поддержка вооруженных сил (армии), а также восстановление народного хозяйства в различных отраслях производства (например, Указ Правительственного Сената от 18 февраля 1866 г. о строительстве дорог).

Преобразование финансовой сферы, проводимое при Александре I, позволило отметить развитие государственных заимствований как одной из важнейших задач внутренней политики государственных органов и считать их основным источником финансирования государственного бюджета. На протяжении длительного времени нормативный массив, посвященный государственным заимствованиям, формировался из императорских указов, где отражались основные условия выпуска ценных бумаг, а также релевантной информации на самих облигациях, при этом порядок выпуска которых разрабатывался должностными лицами Министерства финансов.

Анализ исторического материала позволил отметить наличие несколько стадий в процессе развития финансового законодательства, наличие универсальных юридических инструментов и конструкций, используемых государством с целью изыскания дополнительных доходов. Финансовая политика государства была направлена на новые формы и способы заимствований, что потребовало соответствующих норм права и должного правового регулирования в названной сфере, где бы содержался ряд полезной информации о государственных долгах, перечне займов, органах, уполномоченных решать вопросы, связанные с выпуском, погашением долгов, ведением реестра, а также иные спорные моменты относительно восстановления прав по утраченным ценным бумагам. К одним из таких источников относили Кредитный устав 1903 г.

Сложившиеся традиции за период с 1921 г. по 1957 г. в сфере государственного заимствования как регулятор общественных отношений позволили классифицировать займы, в зависимости от сроков их выпуска (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); в зависимости от субъектов правоотношений, среди которых размещались ценные бумаги (в том числе среди физических лиц путем коллективной подписки, среди юридических лиц); в зависимости от товарного обмена (натуральные займы: «хлебные», «сахарные» и др.), а также в зависимости от порядка размещения займов (в порядке, определяемом подзаконными актами, и на принудительной основе).

Список литературы

1. Гурьев А.Н. Очерк развития государственного долга России / А.Н. Гурьев. Санкт-Петербург : типо-лит. «Якорь», 1903. 135 с.
2. Жмурко И.М. Финансово-правовое регулирование государственных облигационных займов : автореферат диссертации кандидата юридических наук / И.М. Жмурко. Москва, 2022. 28 с.
3. Таранков В.И. Ценные бумаги Государства Российского / В.И. Таранков. Москва ; Тольятти : Автовазбанк, 1992. 648 с.
4. Цареградская Ю.К. Государственный долг России в системе финансового права : монография / Ю.К. Цареградская. Москва : Инфра-М, 2019. 166 с.

Остальные статьи