К вопросу о современной интерпретации системы права
Аннотация
Цель. Oсуществление критического обзора существующих подходов к пониманию системы права и выявление возможных путей построения новой методологии ее восприятия. Методология: автором использовались как общенаучные (метод диалектического материализма, анализ, синтез и др.), так и специально-юридические методы. Выводы. В исследовании продемонстрированы последствия, к которым выводит диалектическая традиция юридического позитивизма дихотомии системы права и системы законодательства. Одним из важнейших последствий использования социологического позитивизма для понимания системы права является отход от проблемы соотношения внешней и внутренней формы права. Научная и практическая значимость. Рассмотрение структурирования права, как вынесенное за пределы диалектического понимания правовой реальности, предоставляет большие возможности в понимании связей различных нормативных элементов между собой, а последствия, описанные выше, играют важную методологическую роль.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 04/2024 |
Страницы | 29-34 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-4-29-34 |
Постановка проблемы. Системность — одна из ключевых характеристик права, которая выражает его целостность как средства социального регулирования. Имея ряд проявлений, связанных с существованием различных типов систем внутри правовой реальности, системность традиционно рассматривается в разрезе функционирования правовой нормативности. Более того, часто именно с нормативностью как свойством права связывают ее системность. Однако, несмотря на фундаментальное значение категории системности права и ее роли для осмысления формы и содержания права, общетеоретическая юриспруденция нечасто обращается к пониманию системности. Особенно это заметно на фоне категории системы права, которая продолжает находиться в плену устаревших методологических схем объяснения правовой реальности.
Состояние разработки темы. Категория системы права является одной из наиболее популярных в общетеоретической юриспруденции. Ей посвятили свои работы такие ученые, как В.В. Васильев, М.В. Воронин, Д.А. Керимов, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянц, А.В. Поляков, А.В. Мицкевич, В.П. Реутов, В.А. Четвернин и др.
Изложение основного материала. Очевидно, что любой системный объект, в том числе право, должен трактоваться в измерении его структурности. Рассматривая эту проблему в плоскости соотношения системы права и системы законодательства, большинство исследователей говорят о том, что система права выражает внутреннее строение права, тогда как система законодательства — это внешняя форма выражения и закрепления системы правовых норм. Традиционный подход к системе права определяет, что она включает в себя такие структурные элементы, как отрасли права, подотрасли права и институты права. Вместе с тем в юридической литературе последнее время справедливо подчеркивается, что структура права направляется за пределы позитивного права и даже за пределы правовой нормативности, поскольку она не единственная составляющая права. Неклассические интерпретации системы права позволяют утверждать, что формирование системы права в итоге сводится к процессу институционализации и определяется функциональными характеристиками правовых общностей, зависит не только от структурных связей правовых норм, но и от их детерминации правовыми ценностями, принципами права и правовыми ситуациями. Таким образом, каждый элемент системы права имеет институциональные признаки с заранее определенным функциональным назначением.
Системность права и система права как одно из ее проявлений является концептом, имеющим важное методологическое значение. М.В. Воронин справедливо отмечает: «Системность права является свойством права создавать системы правового порядка». И хотя частично с такой постановкой вопроса можно поспорить (в частности, ее можно признать тавтологической), ключевая идея ученого выглядит убедительной: системность права действительно связывается с упорядочением правовой материи, предоставлением ей целостности, а следовательно, эффективности. Это, в свою очередь, позволяет говорить о связи между системностью права и выполняемыми им функциями. Системность права не только выражается в таких системных образованиях, как правовая система или система права, но и является предпосылкой объективности права. При этом функционирование права является интерсубъективным процессом, связанным как с внутренним структурированием, упорядочением правовой материи, так и с ее нацеленностью на субъектов. Таким образом, системность права предусматривает сочетание объективных и субъективных аспектов ее толкования как научной категории.
Значительное внимание проблематике системности права уделяют в контексте формирования методологии права.