Дата публикации: 25.04.2024

О современных технологиях формирования профессиональных качеств юриста

Аннотация

Цель. Доказать необходимость изменения подхода к формированию профессиональных качеств юриста с помощью современных технологий. Методология: используются методы анализа, синтеза, сравнения, описания, логические приемы и средства. Выводы. Цели юридического образования нуждаются в изменении с наделения выпускников компетенциями, дающими право на овладение профессией, на формирование профессиональной квалификации, позволяющей осуществлять на требуемом уровне специализированную юридическую деятельность. Для достижения этих целей предлагается широкое использование специализации, индивидуализации, современных средств формирования нравственных, волевых, интеллектуальных, коммуникативных и иных профессиональных качеств юриста. Научная и практическая значимость. Положения данной публикации могут быть использованы при проведении научных изысканий по этой тематике. Кроме этого, они могут использоваться в учебном процессе в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования для развития вышеуказанных качеств у обучающихся.




Современная концепция высшего образования в нашей стране базируется на положениях болонской системы, культивируемой в ряде зарубежных стран с целью создания единого образовательного пространства в европейском сообществе. Фактически данная система преследовала цели разрушения национальных образовательных структур, обеспечения экспорта лучших ученых и педагогов, а также педагогических инноваций, препятствуя таким образом социальному, культурному, экономическому и научно-техническому прогрессу стран, пытающихся интегрироваться в европейское сообщество.

В основу этой системы положен компетентностный подход, в соответствии с которым студент высшего учебного заведения за время обучения должен приобрести набор компетенций. В научной литературе отмечалось, что компетентностный подход в существующем виде не обеспечивает качественной подготовки юристов. В связи с этим предлагалось перейти «от предметного обучения к деятельностному». Причем данный переход предлагался лишь как средство стимулирования осмысленного отношения студентов к учебному процессу.

Представляется, что попытки совершенствования компетентностного подхода не позволят устранить его недостатки. Основным из них является аморфная цель подготовки выпускника, обладающего способностями или возможностями овладения профессией. В связи с этим возникает вопрос: а где и как человек после окончания вуза должен осваивать профессию? Действующим законодательством не предусмотрено такового периода трудовой деятельности. В законе предусмотрено исполнение трудовых обязанностей в течение весьма непродолжительного испытательного срока. Но в течение этого срока работник должен продемонстрировать наличие у него качеств, требующихся для выполнения служебных обязанностей.

Непонятно и то, кто должен помогать вхождению в профессию выпускника? В юридических учреждениях предпринимались попытки введения в действие института наставничества. Наставниками, как правило, назначаются руководители низовых подразделений названных учреждений или наиболее опытные сотрудники. Но такие лица далеко не всегда обладают качествами, требующимися для наставничества, фактически сложной педагогической деятельности, состоящей в преобразовании теоретических знаний о средствах, методах и приемах в умения их применения в реальных ситуациях. Будучи загруженными выполнением основных служебных обязанностей, практические работники зачастую не в состоянии уделять необходимое время наставничеству.

Доводы против продолжения реализации компетентностного подхода в юридическом образовании основываются не только и не столько на теоретических рассуждениях. Личные наблюдения в течение последних 15 лет за выпускниками разных юридических вузов страны, поступившими на службу в органы Следственного комитета РФ, прокуратуры и адвокатуры, не дают поводов для оптимистических оценок качества подготовки юристов.

Список литературы

1. Рудченко Т.И. Проблемы и перспективы высшего образования в информационном обществе / Т.И. Рудченко // Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования : материалы 3-й Международной заочной научно-практической конференции (г. Макеевка, 28 февраля
2. Русинов Р.К. Методические вопросы юридического образования. Чему и как учить будущих юристов : научно-методическое пособие / Р.К. Русинов. Екатеринбург : Уральская государственная юридическая академия, 2014. 220 с.

Остальные статьи