Дата публикации: 18.04.2024

Влияние мер безопасности в судоходстве на грузооборот морских портов Азовского моря

Аннотация

Цель исследования — провести анализ текущей ситуации в условиях введенных мер безопасности в судоходстве Азовского моря и определить их влияние на грузооборот в морских портах Азовского моря, Южного федерального округа (далее — ЮФО) Российской Федерации. Цель статьи заключается в анализе влияния государственных мер безопасности, актуализации текущих проблем, функционирования судоходства в современных реалиях, а также в выявлении общей экономической тенденции в области морских грузоперевозок судами класса «река-море». В результате выявлено, что порты Азовского моря занимают меньшую часть в доле грузооборота всех портов Российской Федерации; но в то же время являются неотъемлемой частью среди портов ЮФО в экспорте зерновых и навалочных грузов небольшими партиями, перевозимыми судами класса «река-море». Проведенная оценка позволяет подчеркнуть значительное повышение уровня фрахтовых ставок и снижение грузооборота в условиях необходимых мер безопасности в Азовском море и Керченском проливе. Причем основная часть грузов, а именно около 70%, представляет собой зерновые и навалочные грузы; оставшаяся же часть — нефть и ее производные.




Введение

В последние несколько лет, прежде всего с началом специальной военной операции (далее — СВО) на территории Украины, в Южном федеральном округе было введено множество ограничительных, но необходимых мер безопасности. Также с момента присоединения новых территорий в состав Российской Федерации Азовское море получило статус внутреннего моря Российской Федерации. До СВО Россия и Украина делили водоем, теперь российские войска занимают все побережье. В связи с этим в регионе поменялись правовой режим, ситуация с безопасностью и система международных отношений. Вместе с тем в связи с множественными экономическими санкциями со стороны европейских государств и Соединенных Штатов Америки против Российской Федерации, которые пытались оказать внешнеэкономическое давление на состояние национальной экономики, поменялись и логистические схемы, таможенные формальности, пограничные требования. Прежде всего необходимо разобраться в ограничительных мерах безопасности, введенных Российской Федерацией в акватории Азовского моря и подходах к нему со стороны Керченского пролива. Стратегическое значение судоходства в Азовском море и в целом в ЮФО РФ — это треть всего грузопотока, отправляющегося на экспорт через порты Российской Федерации. Таким образом, этот сегмент занимает неотъемлемую и первостепенную позицию во всей структуре морского и водного транспорта в целом, который приходится на долю Российской Федерации. Номенклатура грузов, экспортируемых через порты Азовского моря, обширна: зерно, руды, уголь, минеральные удобрения, лесные грузы, контейнерные перевозки, черный металл, проектные грузы. Кроме того, треть всего перечня перевалочных грузов занимают наливные грузы и сжиженные газы. К примеру, только за 2023 г. грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 291,4 млн тонн (+10,4%) по сравнению с прошлым годом. Несмотря на то что лишь четверть от этой цифры приходится на порты Азовского моря, объем составляет внушительный вклад в общее число перевалки в ЮФО. К сведению, грузооборот морских портов России по итогам 2023 г. увеличился на 5,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 883,8 млн тонн. Таким образом, каждое введение ограничительных мер, вплоть до полной остановки судоходства, наносит серьезный экономический ущерб. Это связано с тем, что в этих условиях также ограничивается работа других видов транспорта, таких как железнодорожный и автотранспорт. Они ожидают разгрузки грузов на склады или вынуждены пересматривать свою логистику. Именно поэтому анализ текущей ситуации, связанной с временным прекращением судоходства или введением ограничительных мер в Азовском море, и его влияние на логистику в портах ЮФО РФ является актуальным исследованием.

Цели данного исследования заключаются: 1) в анализе хронологии событий за последние два года. Основная задача состоит в структурировании исследования таким образом, чтобы была возможность анализировать все специфические события, произошедшие за данный период времени до введения ограничений по безопасности, после и на данном этапе; 2) выявить пути преодоления сложностей в сложившейся ситуации; 3) в результате анализа оценить влияние на экономическую составляющую судоходства и грузопотока.

Список литературы

1. Венецианский А.С. Перспективные направления экономического развития южного федерального округа / А.С. Венецианский // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2010. № 5 (67). С. 91–95.

Остальные статьи