Дата публикации: 18.04.2024

Плагиат как основание для лишения присужденной ранее ученой степени: конституционно-правовые пределы и условия

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы некорректных заимствований как основания для лишения лиц ученой степени. Автор отстаивает точку зрения, что основной целью правового регулирования данных общественных отношений является надлежащее обеспечение конституционности в публично-правовом механизме лишения граждан ранее присужденных ученых степеней, особенно если после публичной защиты диссертации истекло значительное время. В статье поддерживается позиция о безнравственности и противоправности плагиата как такового, необходимости соразмерной юридической ответственности соответствующих лиц, если вина правонарушителя доказана в надлежащей юридической процедуре и не истекли установленные законом сроки давности. Однако плагиатор не поражается в конституционных правах и свободах. Лицо, которое допустило некорректные заимствования, сохраняет конституционное право на научное творчество, ограничения которого допускаются исключительно в порядке, преду- смотренном ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (федеральным законом и лишь в целях, прямо перечисленных в Конституции РФ). Соответствующие лица вправе опираться на презумпцию невиновности и использовать в своих интересах конституционный запрет ретроактивного применения закона, который устанавливает или отягчает ответственность.




В течение последних лет в современной России в числе прочего наблюдается тенденция весьма активного использования в деятельности гражданского, научного сообщества и публичной власти инструментария ретроактивного лишения ученых степеней кандидата и доктора наук ввиду вновь открывшегося обстоятельства — некорректного заимствования чужих научных произведений, что не было известно ранее, на ординарных стадиях научно-квалификационной защитной процедуры. Действующее подзаконное нормативно-правовое регулирование допускает возбуждение производства по лишению лица ученой степени в течение 10 лет с момента публичной защиты, причем возможность лишения ученой степени закреплена на уровне Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (ст. 4) без конкретизации оснований и с указанием на то, что «порядок» лишения ученых степеней подлежит регулированию нормативным правовым актом Правительства РФ.

Плагиат (в англоязычном варианте plagiarism, что происходит от глагола to plagiarize, т.е. воспроизводить, дублировать, копировать) — это присвоение результатов чужого творческого труда и выдача его за свои, неправомерное использование идей, слов, фраз и работ третьих лиц. Вопреки кажущейся картине плагиаризмы сопровождают нас постоянно и повсюду. Плагиат характерен для многих музыкальных произведений, им не «гнушались» В.А. Моцарт и Дж. Бизе. Игорь Стравинский включил в балет «Петрушка» мелодию, которую играл шарманщик под окнами его апартаментов, причем никогда не скрывал этого. Произведения Виктора Цоя напоминают композиции группы «The Cure» («Пачка сигарет» — «In Your House»; «Закрой за мной дверь» — «Play For Today»; «Спокойная ночь» — «Faith»). Сюжет сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» во многом заимствован из произведения К. Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», Александра Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — из творческого труда братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» — из сказки Ф. Баума «Удивительный волшебник из Страны Оз». Официальный гимн современной России, автором музыкальной части которого считается Александр Александров, в первых тактах (которые соответствуют словам «Союз нерушимый» в советском эквиваленте и тексту «Россия священная» в современной интерпретации) воспроизводит фрагмент увертюры «Былина» Василия Калинникова. Не являются безусловно «авторскими» тексты нормативных правовых актов, судебных решений, публичные речи известных политиков. Действующая Конституция РФ, будучи основным законом страны, не просто идейно питается трудами Аристотеля, Платона, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, И. Бентама и др., но и текстуально воспроизводит ряд положений конституций зарубежных стран и международных документов (в частности, Всеобщей декларации прав человека). Все это считается приемлемым и не вызывает резкого отторжения общества.

Несколько иначе выглядит проблема плагиата в научных произведениях и особенно в научно-квалификационных работах, каковыми являются диссертации. Феномен научно-квалификационного творчества заключается в одновременном требовании широкого корректного заимствования и категорической недопустимости некорректных плагиаризмов. Если диссертация не опирается на труды предшественников и современников, является безусловно «авторской» в смысле игнорирования сопутствующей или встречной теоретической мысли, она не может считаться полноценной научно-квалификационной работой. Автор диссертации, напротив, обязан использовать мысли других ученых, но их творчески анализировать и перерабатывать. Всякое заимствование в диссертации должно сопровождаться ссылкой на автора, цитируемый текст подлежит заключению в кавычки. Полностью добиться этого невозможно, потому что избыточное цитирование перегружает научный текст, делает его трудночитаемым и малопривлекательным. Мысли автора диссертации часто кажутся «своими», но в действительности заимствованы из лекций профессоров университетских курсов, прочитанной литературы, увиденного и услышанного в повседневной жизни. Процесс научного творчества неизбежно сопряжен с рядом заимствований. Но он должен быть самобытным, самостоятельным и с безусловностью исключать прямое воспроизведение результатов чужого труда без оформления надлежащих сносок.

Список литературы

1. Котляров И.Д. Некорректные заимствования и научная этика / И.Д. Котляров // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 7. С. 42–44.
2. Шугров М.В. Право человека на признание правосубъектности: нормативно-ценностное содержание и международно-правовые гарантии / М.В. Шугров // Право и политика. 2009. № 11. С. 2321–2329.
3. Шелепина Е.А. Плагиат в диссертациях: современное состояние и тенденции правового регулирования / Е.А. Шелепина // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 1 (25). С. 71–75.
4. Шарый Л.Д. К вопросу об актуальности внесения изменений в Положение о порядке присуждения ученых степеней в Российской Федерации / Л.Д. Шарый, О.Ю. Тарасенко // Вестник Национального института бизнеса. 2019. № 36. С. 122–133.
5. Тимофеева В.А. Работа над диссертацией и подготовка автореферата: особенности, требования, рекомендации : учебное пособие / В.А. Тимофеева. Москва : РПА Минюста России, 2015. 102 с.
6. Рыжова А.А. Право на признание правосубъектности / А.А. Рыжова // Правозащитник. 2016. № 2. С. 25.
7. Романовская О.В. Конституционное право на свободу научного творчества: содержание, ограничения, проблемы регулирования / О.В. Романовская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 3 (59). С. 5–17.
8. Романова С.А. Риски в работе ученого с источниками научной информации / С.А. Романова, Ю.В. Трофимов // Академическая мысль. 2022. № 3 (20). С. 80–85.
9. Рожкова М.А. Плагиат и иные виды некорректных заимствований в диссертациях: правовые и этические вопросы / М.А. Рожкова // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2021. № 3 (33). С. 124–140.
10. Пресняков М.В. Ретроактивное действие закона с позиции принципа правовой определенности: lex retro non agit? / М.В. Пресняков // Гражданин и право. 2020. № 10. С. 26–38.
11. Нижегородев Р.М. Вакханалия диссерастов: кто и зачем пытается развалить систему аттестации научных кадров / Р.М. Нижегородев // International Independent Scientific Journal. 2020. № 12–2 (12). С. 18–30.
12. Макеева А.А. Некорректные заимствования в российских докторских диссертациях: сколько, где и у кого? / А.А. Макеева, А.О. Цивинская, М.М. Соколов [и др.] // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29. № 2. С. 27–48.
13. Абалкина А.А. Толерантность к плагиату в российском научном сообществе / А.А. Абалкина // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1. № 2. С. 164–176.
14. Камышанский В.П. О юридической ответственности и защите авторских прав на произведения науки / В.П. Камышанский // Власть Закона. 2019. № 2 (38). С. 17–35.
15. Ипполитов С.С. «Голые короли» «Диссернета», или о некоторых этических основах околонаучного активизма / С.С. Ипполитов // Экономический журнал. 2017. № 2. С. 78–90.
16. Ивакина (Шапорева) Д.С. Конституционное содержание права человека и гражданина на свободу научного творчества и научных исследований в Российской Федерации / Д.С. Ивакина (Шапорева) // Конституционное развитие России : межвузовский сборник научных статей:
17. Ибрагимов К.Х. Вопросы оригинальности, актуальности и креативности в контексте требований к докторским диссертациям по праву / К.Х. Ибрагимов // Вестник КНИИ РАН. 2021. № 4 (8). С. 53–64.
18. Егоров С.Ю. Проблема целостности новой российской системы научной аттестации (на примере требований к диссертации) / С.Ю. Егоров // Современное образование. 2022. № 1. С. 9–21.
19. Гришина Н.В. «Не может не вызывать тревогу аннулирование ученых степеней…»: диссертации по истории, отклоненные ВАК (случай Института истории АН СССР, 1940-е — начало 1950-х гг.) / Н.В. Гришина // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам
20. Габов А.В. Темпоральные элементы института лишения ученой степени / А.В. Габов // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 471. С. 223-–234.
21. Бавсун М.В. Проблемы разрешения споров о лишении ученой степени кандидата, доктора наук (по материалам судебной практики) / М.В. Бавсун, И.Г. Бавсун // Академический юридический журнал. 2022. Т. 23. № 3 (89). С. 336–341.
22. Аникеев А.А. Совершенствование системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров / А.А. Аникеев // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2014. № 4 (5). С. 61–65.
23. Аврутин Р.Ю. Эволюция государственного управления в России (по материалам диссертаций, подготовленных под научным руководством профессора Ю.Е. Аврутина) / Р.Ю. Аврутин, С.В. Воронкова // Актуальные проблемы административного и административно-процессуальн
24. Авдеева Н.В. Допустимый объем заимствований как проблема организации научной деятельности и контроля ее качества / Н.В. Авдеева, Т.А. Блинова, И.А. Груздев [и др.] // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 5. С. 74–83.

Остальные статьи