Дата публикации: 18.04.2024

Правила назначения и уплаты административных штрафов: актуальные проблемы в конституционно-правовом контексте

Аннотация

Статья посвящена анализу некоторых новелл, которые были внесены в 2022 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные новеллы повлекли достаточно серьезные корректировки в правилах назначения и исполнения административных наказаний в виде административных штрафов, связав возможность их применения с выявлением правонарушения в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Вместе с тем обновленные нормы указанного кодекса (положения части 34-1 статьи 4.1, части 1 статьи 4.11, части 5 статьи 4.4 и части 13-3 статьи 32.2) оказались не в полной мере согласованными с законодательством о контрольно-надзорной деятельности. Это, в свою очередь, породило неоднозначную правоприменительную практику, свидетельствующую о необходимости конституционно-правовой оценки названных нормативных предписаний.




Конституция Российской Федерации гарантирует в качестве основ конституционного строя традиционные для современного конституционного правопорядка единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признает и защищает собственность (в том числе частную) — цивилизованную основу и выражение свободы человека, а среди конституционных прав и свобод предусматривает право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статьи 8, 34 и 35) и подразумевает вытекающую из этих положений свободу договора. Подобная конституционная модель экономических отношений, получившая широкое закрепление в конституционных актах многих государств, нередко воспринималась (в своем самом упрощенном варианте) как основание для отказа государству в возможности влиять на эти отношения. Между тем конституционный статус Российской Федерации как правового и социального государства, обязанностью которого являются признание, соблюдение и защита прав и свобод, предполагает создание системы государственного регулирования, в равной степени обеспечивающей как реализацию провозглашенной Основным законом свободы экономической деятельности, так и соблюдение субъектами этой деятельности обязательных условий ее осуществления, вводимых для обеспечения сохранности конституционно значимых ценностей, устойчивого экономического роста страны при непременном соблюдении баланса прав и обязанностей всех участников соответствующих отношений, что вытекает из Конституции Российской Федерации (прежде всего из ее статей 1, 7, 8 (часть 1), 34, 35 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55 (часть 3) и 751) и основанных на ней правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Приведенные конституционные предписания хотя и не содержат конкретных правил государственного управления в области экономики, тем не менее ориентируют органы публичной власти на необходимость принятия специальных мер защиты прав и законных интересов субъектов экономической деятельности для оптимизации вмешательства государства в регулирование соответствующих отношений с учетом того, что надлежащему экономическому порядку в конституционном государстве в равной мере вредят как безграничная свобода, так и безграничный государственный патернализм. Диапазон таких мер достаточно широк: от введения специальных правил, определяющих сами требования к предпринимательской и иной экономической деятельности (так называемые обязательные требования), до установления механизмов оценки их соблюдения, среди которых на ведущих ролях стоит привлечение к административной ответственности, что согласуется с положением административно-деликтного законодательства как одного из эффективных охранительных средств государственного управления в экономической сфере и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

Этим, в свою очередь, объясняется то внимание, которое федеральный законодатель уделяет правилам назначения административных штрафов как наиболее универсальной санкции, доминирующей в системе административных наказаний. Развитие законодательства об административных правонарушениях в части правил назначения и уплаты административного штрафа неизменно колеблется между двумя противоположными тенденциями увеличения (например, за счет повышения максимальных размеров административных штрафов) и снижения (в частности, путем внесения соответствующих корректировок как в санкции конкретных составов административных правонарушений, так и в общие правила назначения административных штрафов) штрафной нагрузки, что не только не идет на пользу определенности и стабильности нормативного регулирования административной ответственности в таком чувствительном вопросе, но и лишает правприменительные органы твердой основы для однозначного установления подлинных намерений законодателя, затрудняя, таким образом, корректное осуществление административно-юрисдикционных полномочий. Между тем в отсутствие системности и отраслевой согласованности законодательных норм могут возникнуть сомнения в их соответствии конституционным требованиям правовой определенности и справедливости, что влечет существенные риски для правопорядка в целом.

Список литературы

1. Агамагомедова С.А. Либерализация административной ответственности за правонарушения в экономической сфере / С.А. Агамагомедова // Административное право и процесс. 2023. № 12. С. 36–39.
2. Арановский К.В. Административные штрафы и правила их применения: на основе практики Конституционного Суда Российской Федерации / К.В. Арановский, С.Д. Князев // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 2. С. 106–114.
3. Дмитрикова Е.А. Конституционные основы разграничения контрольно-надзорного производства и производства по делам об административных правонарушениях / Е.А. Дмитрикова, А.А. Карицкая, А.А. Трофимов // Закон. 2023. № 5. С. 187–196.
4. Зорькин В.Д. Конституционный контроль как фактор совершенствования российского законодательства / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. 2023. № 5. С. 86–102.
5. Зырянов С.М. Государственный контроль (надзор) : монография / С.М. Зырянов. Москва : КОНТРАКТ, 2023. 232 с.
6. Карицкая А.А. Законодательство о контрольно-надзорной деятельности в судебно-конституционном измерении / А.А. Карицкая // Журнал конституционного правосудия. 2021. № 3. С. 21–25.
7. Князев С.Д. Конституционные стандарты административной ответственности в правовой системе Российской Федерации / С.Д. Князев // Административное право и процесс. 2014. № 2. С. 16–22.
8. Плотникова И.Н. Генезис теоретических представлений и правовых основ экономической свободы личности / И.Н. Плотникова // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 6. С. 31–47.
9. Сельхова О.Е. Отдельные вопросы замены административного штрафа на предупреждение субъектам малого и среднего предпринимательства / О.Е. Сельхова // Мировой судья. 2019. № 8. С. 31–35.
10. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы : монография / П.П. Серков. Москва : Норма: Инфра-М, 2012. 480 с.
11. Якимова Е.М. Концепция свободы предпринимательской деятельности как элемент экономической основы конституционного строя в России и в мире: поиск оптимального решения / Е.М. Якимова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018

Остальные статьи