Криминалистические особенности предмета доказывания по делам о налоговых преступлениях
Аннотация
Процесс доказывания по уголовным делам о налоговых преступлениях отличается рядом закономерностей, касающихся определения содержания предмета доказывания, поиска источников доказательств, выбора средств доказывания отдельных обстоятельств в типовых ситуациях расследования. Соответствующие особенности автором раскрываются на основе данных криминалистической науки и практики борьбы с налоговыми преступлениями. На примере уклонения от уплаты налогов показываются типичные ошибки в получении и оценке следователем доказательственной информации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 04/2024 |
Страницы | 29-33 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-4-29-33 |
Сущностью деятельности по раскрытию и расследованию преступлений является постоянно развивающийся процесс доказывания – отыскание и исследование фактических данных, позволяющих установить истинную «картину» произошедшего события. В значительной степени доказывание регламентируется принципами и нормами уголовно-процессуального закона, которые определяют порядок и средства осуществления доказывания, субъектов данной деятельности, требования к результатам доказывания и др. Вместе с тем в силу своей сложности и многогранности процесс доказывания также нуждается в оптимизации его информационно-познавательной структуры, в повышении уровня его организации, в обеспечении эффективными средствами собирания и проверки доказательств, в активизации мыслительных приемов оценки доказательственной информации. Указанные аспекты обусловили выделение и изучение криминалистических закономерностей доказательственной деятельности следователя.
Различным категориям уголовных дел свойственна определенная специфика доказывания юридически значимых обстоятельств расследуемых преступлений. Особую сложность, многовариантность и неоднозначность процесс доказывания приобретает по делам о налоговых преступлениях – деяниях, заключающихся в уклонении субъектов, имеющих в силу закона статус налогоплательщика или налогового агента, от выполнения обязанностей по начислению и уплате налогов (сборов), а также деяниях, способствующих уклонению от уплаты налогов и иных обязательных платежей. Это преимущественно преступления, предусматриваемые ст. 198, 199, 1991, 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Отмеченная специфика обусловлена, в том числе, и криминалистическими особенностями налоговых преступлений – большим разнообразием способов их совершения, изощренностью подготовки и сокрытия, многоэпизодностью, высокоинтеллектуальными качествами субъектов, профессионализмом выполнения преступных операций и т.п. Важную роль здесь играет и сложный, неоднозначный характер правоотношений в сфере налогообложения, где в ряде случаев трудно разграничить преступление и действие, разрешенное законом.
Криминалистические аспекты в доказывании, проводимом следователем по делам о налоговых преступлениях, недостаточно исследованы в литературе. Отсутствие научно обоснованных рекомендаций по эффективному доказыванию вины недобросовестных субъектов-налогоплательщиков и иных обстоятельств, подлежащих установлению, по оптимальному поиску источников доказательственной информации и выбору необходимых средств доказывания ведет к тому, что на практике следователи не всегда обеспечивают требуемые полноту и всесторонность расследования налоговых преступлений, из-за чего многие дела о налоговых преступлениях не направляются в суд либо возвращаются следователю для устранения имеющихся недостатков.
Предопределенная законом (ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) направленность доказательственной деятельности следователя на установление юридически значимых обстоятельств позволяет разработать программу доказывания и типовой комплекс средств обнаружения, фиксации и исследования доказательств и их источников по делам о налоговых преступлениях.
Так, проведенная на основе целеуказания формализация процесса доказывания по делам об уклонении от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ) позволяет предложить следующую общую программу доказательственной деятельности следователя: