Градостроительное зонирование — инструмент устойчивого развития
Аннотация
В статье рассматриваются особенности регулирования земельно-имущественных отношений в системе объектов градостроительной деятельности в рамках действующего законодательства. Исследование подкрепляется анализом правовой базы, а также предложением по организации градостроительной деятельности Российской Федерации в направлении разработки механизмов обеспечения создания градостроительных условий устойчивого развития территории. Показаны взаимосвязи назначения (категорий) земель, функционального и территориального зонирования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Градостроительное право № 02/2024 |
Страницы | 29-33 |
DOI | 10.18572/2500-0292-2024-2-29-33 |
В градостроительной деятельности по пространственной организации среды существования социума исторически сложилась собственная система инструментов обеспечения условий формирования развития и совершенствования относительно рациональных систем распределения видов использования земельных участков и размещения объектов капитального строительства различного назначения, с помощью которых предполагается достижение социальной и экономической целесообразности сравнительно длительного сохранения, а также преемственности развития созданных имущественных комплексов и устоявшихся форм землеустройства в границах административно выделенных и физически преобразованных или преобразуемых ландшафтов.
Нельзя не согласится с мнением О.В. Малиновой, которая указывает, что в результате этой деятельности закрепляется в пространственно-временном континууме и общественно поддерживаемом правовом представлении иерархия градостроительных объектов, состоящая из национальных государственных (континентальных), региональных и локальных систем расселения и фактического или планируемого размещения производительных сил общества, комбинация которых отражает исторический процесс социально-экономического развития через сочетание допустимых в конкретных географических, природно-климатических, ресурсных и демографических условиях видов природопользования, представляющих разные по степени хозяйственных и строительных преобразований территории.
Искусственно преобразованные элементы ландшафта и естественные системы окружающей среды в качестве предмета градостроительной деятельности формируют как единичные имущественные комплексы, так и комбинации этих комплексов в составе населенных пунктов и в составе их планировочных структурных элементов. В зависимости от градостроительной роли, экономического значения и численности населения гражданских градостроительных объектов устанавливаются их правосубъектность и административно-правовые полномочия регулирования земельно-имущественных отношений в области строительных преобразований на подведомственных территориях.
Таким образом, как верно отмечает Е.С. Болтанова, в типологию объектов градостроительной деятельности кроме иерархии систем расселения входят административно-политические образования в виде населенных пунктов сельского и городского типов, муниципальные образования, городские округа и поселения, внутригородские и административные районы, а также субъекты федеративного устройства: области, края и республики.
Особенности регулирования имущественно-земельных отношений в системе объектов градостроительной деятельности проявляются в полномочиях публичной власти, действующих в установленных границах этих объектов. Градостроительное регулирование осуществляется через планировочный и проектно-строительный виды градостроительной деятельности, которые, как отмечает М.В. Бондаренко, распространяются на все имущественные комплексы и территориальные объекты землепользования. Главным инструментом градостроительного регулирования в системе пространственной организации среды жизнедеятельности в современных условиях является зонирование, которое включает ряд последовательного детализируемых видов (см. табл. 1).