Управление агломерационным процессом: опыт Республики Корея
Аннотация
Статья на основе анализа опыта Республики Корея в управлении агломерационными процессами выявляет имманентные особенности агломерирования. Наблюдение за аналогичными процессами в Российской Федерации позволяет при сопоставлении с анализируемым опытом выявить подход в выделении объектов, выступающих центрами притяжения населения в урбанизированные территории. Сформулированы выводы о возможности применения данного опыта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Градостроительное право № 02/2024 |
Страницы | 25-29 |
DOI | 10.18572/2500-0292-2024-2-25-29 |
Миграционные процессы, очевидно, находятся в человеческой природе. В данной связи интерес представляет теория астрофизика Принстонского университета Джона К. Стюарта, который в своей концепции «Демографическая гравитация» предложил использовать теорию тяготения Ньютона для изучения взаимоотношений и реакций отдельных людей или очень небольших групп, ввел такие понятия, как демографическая сила притяжения, демографическая энергия, потенциал, с помощью которых объяснил законы демографического поведения для большого числа людей.
В текущий период концентрация населения, а также, соответственно, плотность человеческих контактов, выражающаяся в темпах роста урбанизации, является двигателем регионального развития. В условиях постиндустриальной экономики на первое место среди конкурентоспособности ресурсов по вкладу в общий объем валового продукта вышла концентрация людей, а именно человеческого капитала. Наибольший интерес к вопросам агломерирования, выработке понятийного аппарата, принципам определения границ, а также процессам и инструментам развития агломераций среди российский ученых обозначился в начале 2000-х годов. Однако легальное понятие сформировано только в 2019 г. Агломерация определена как совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 500 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями.
Таким образом, законодательно закрепленным оказался подход определения границ агломераций, сформированный еще в советско-российском научном подходе, в основу которого положено построение коммуникаций транспортной доступности за определенный период времени (изохрон).
Следует отметить, что утвержденный на протяжении последних 5 лет комплекс документов определил каркас пространственного развития страны и в качестве локомотивов роста назначил перспективные центры экономического роста — городские агломерации. Система регулирования формируется на подзаконном уровне, и мы, очевидно, присутствуем при уникальном событии: подзаконной выработке нормы как общего правила-дефиниции.
Стратегией пространственного развития отмечается, что в стране фактически сформировалось более 40 крупных и крупнейших городских агломераций, численность населения которых превысила 50% населения России. В условиях недостаточных темпов развития сети скоростного и высокоскоростного движения, низкого уровня комфортности городской среды, несбалансированного пространственного развития и неудовлетворительности состоянием окружающей среды перед развитием агломераций в России стоит необходимость решения следующих проблем: