Световое регулирование городской среды: проблемы и перспективы
Аннотация
Статья посвящена проблемам повышения зрелищности городской среды в российских городах и необходимости правового регулирования этого процесса. В результате исследований выявлены перспективные тенденции развития визуальной выразительности и образности городской среды, одной из которых является «усталость от зрелищности». Автор ставит проблему разработки регуляционных мероприятий по использованию объектов историко-культурного наследия в качестве подосновы для световых шоу и фестивалей, в том числе необходимость проектного моделирования световых мастер-планов для исторических городов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Градостроительное право № 02/2024 |
Страницы | 10-13 |
DOI | 10.18572/2500-0292-2024-2-10-13 |
Исследование особенностей развития архитектуры под влиянием усиливающейся визуальной информационной избыточности материальных форм современной культуры позволило выявить две разновекторных перспективных тенденции. С одной стороны, продолжающее движение по усилению впечатляющей зрелищности архитектуры и городской среды, поиск средств повышения уникальности и эмоциональной значимости создаваемой среды обитания, определяемых проблемой «визуального голода» современного общества. С другой стороны, развивается противоположный тренд: «усталость от зрелищности» и попытки регулирования объемов, характера и размещения визуальных средств архитектуры и дизайна в современном городе.
Повсеместное распространение объектов медиаархитектуры и повышенная визуальная зрелищность города стали причинами возникновения таких проблем, как социопсихологическая визуальная усталость (усталость от зрелища), а также с точки зрения устойчивости среды современных городов, особенно в ночное время — проблема «светового загрязнения».
Исследования урбанистов и специалистов смежных дисциплин по изучению городской среды выявили новое направление, связанное с повышенным визеоцентризмом культуры — это накопление усталости от технически производимого зрелища. Эту тенденцию еще в начале XXI в. проницательно уловил немецкий культуролог Б. Гройс. Чрезмерная цветовая яркость, быстрая смена и мелькание изображения, изощренность форм вызывают у зрителя ощущение раздражения, бессмысленности, чуждости и даже враждебности к объектам городского дизайна и медиаархитектуры.
В результате злоупотребления визуальными средствами быстро приедаются и надоедают эстетические феномены архитектуры, которые основаны на достижениях информационно-коммуникационных технологий не только и не столько от того, что технически устарели, а в силу частого использования и привыкания. В результате рождается «визуальная усталость», когда зрелищные формы утомляют человека уже своим существованием. Это визуальное давление порождает потребность в обращении к новым образам или, например, к природной зрительной восприимчивости.
Световое загрязнение