Дата публикации: 18.04.2024

Территориальное планирование агломераций — институт единой публичной власти Российской Федерации

Аннотация

В статье представлен анализ формирования нового вида документов — долгосрочных планов социально-экономического развития агломераций. Исходя из представления о том, что агломерация является объектом правового регулирования и не наделяется правосубъектностью, рассмотрение долгосрочных планов развития необходимо позиционировать как реализацию действия института единства публичной власти в Российской Федерации.




Сформированный в настоящее время инструментарий территориального планирования в России соответствует уровням публично-правовой организации властных полномочий: полномочия Федерации как публично-правового субъекта в территориальном планировании реализуются посредством утверждения уполномоченными органами федеральной государственной власти схем территориального планирования, чье содержание и сферы закреплены в ст. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ). Аналогично обстоят дела со схемами территориального планирования субъектов РФ, чье содержание определено в ст. 14 ГрК РФ и документах территориального планирования муниципальных образований, чей состав применительно к схемам районов и генеральным планов городских и муниципальных округов установлен соответственно ст. 19 и 23 ГрК РФ. Все документы территориального планирования включают в себя две основные части: положение о территориальном планировании, в котором указываются сведения о планируемом размещении объектов федерального, регионального либо местного значения; характеристики таких объектов и их местоположение. Вторая часть — карты планируемого размещения указанных объектов. Нельзя не согласиться с высказываемым в литературе мнением о том, что ключевым параметром территориального планирования выступает численность населения . Каждый уровень публично-правовой организации власти документами территориального планирования размещает объекты соответствующего значения для осуществления закрепленных за данным уровнем власти полномочий . Иначе говоря, Российская Федерация в утверждаемых ею схемах территориального планирования планирует овеществление реализации своей исключительной компетенции, субъекты России — реализуют воплощение исполнения закрепленных за ними полномочий, а органы местного значения реализуют вопросы местного значения посредством планирования (и последующего строительства) размещения объектов местного значения. Распределение полномочий между уровнями организации власти произведено положениями ст. 71 и 72 Конституции РФ и принятыми во ее исполнение нормами Федеральных законов от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таково устоявшееся распределение полномочий в сфере территориального планирования применительно к реализации полномочий властно-публичной организации власти в России. В литературе отмечено, что результаты территориального планирования сами по себе не создают конкретных правовых последствий для правообладателей земельных участков . В обоснование данного обстоятельства приведена ссылка на ч. 12 ст. 9 ГрК РФ, согласно которой утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Однако данное не означает отсутствие последствий для правообладателей. Так, по смыслу ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории; принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для публичных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; принятия комплексных программ по развитию коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур. В свою очередь, документация по планировке территории в силу ч. 4 ст. 41 ГрК РФ состоит из проекта планировки территории и проекта межевания территории, который в корреспонденции с нормами п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) выступает основанием к образованию земельных участков, в том числе и применительно к участкам, находящимся не только в публичной, но и в частной собственности, в случае их изъятия для публичных нужд (подп. 3 п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ). Более того, документы территориального планирования муниципального уровня содержат в своем составе границы населенных пунктов (п. 3 ч. 1 ст. 19, п. 3 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ), выполняющих правовую функцию отделения земель населенных пунктов от земель иного целевого назначения (п. 2 ст. 83 ЗК РФ) . То есть документы территориального планирования именно что per se являются актами, влекущими правовые последствия как в части регулирования публичных интересов (прежде всего при размещении объектов федерального, регионального и местного значения), так и в части регулирования отношений оборота земельных участков в качестве вещей. В указанной связи даже рассматриваемые субстантивно от зонирования документы территориального планирования являются актами, содержащими нормы, предназначенные для применения неопределенным кругом лиц, то есть являются нормативными правовыми актами.

Список литературы

1. Андриченко Л.В. Эволюция принципов федерализма в России в свете конституционных преобразований 2020 г. / Л.В. Андриченко // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 3. С. 48–59.
2. Ван Линьюй. Системные изменения территориально-пространственного планирования КНР в XXI в. / Ван Линьюй // Architecture and Modern Information Technologies. 2023. № 1 (62). С. 297–312.
3. Вульфович Р.М. Политическая и публично-правовая субъектность городских агломераций / Р.М. Вульфович, В.А. Майборода // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25. № 3. С. 539–552.
4. Земельное право России : учебник для студентов / Г.А. Волков, С.Р. Багаутдинова, Л.Е. Бандорин [и др.] ; под редакцией Г.А. Волкова. Москва : Проспект, 2023. 680 с.
5. Кабанов В.Н. Принципы размещения объектов социальной и транспортной инфраструктуры в региональных документах стратегического планирования / В.Н. Кабанов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 71–83.
6. Майборода В.А. Границы населенных пунктов — инвестиционный драйвер муниципального образования / В.А. Майборода // Градостроительное право. 2023. № 2. С. 10–13.
7. Майборода В.А. Мегарегионы и агломерации в качестве субъектов правоотношений: поиск методологии / В.А. Майборода // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2022. № 4 (57). С. 26–30.
8. Майборода В.А. Правовые основы устойчивого развития (градостроительство) : учебное пособие / В.А. Майборода, С.Д. Митягин, П.П. Спирин. Санкт-Петербург : Знак, 2024. 236 с.
9. Mayboroda V.A. Change In The Category Of Land For Agricultural Purposes / V.A. Mayboroda // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7. Iss. 4. P. 347–350.

Остальные статьи