Территориальное планирование агломераций — институт единой публичной власти Российской Федерации
Аннотация
В статье представлен анализ формирования нового вида документов — долгосрочных планов социально-экономического развития агломераций. Исходя из представления о том, что агломерация является объектом правового регулирования и не наделяется правосубъектностью, рассмотрение долгосрочных планов развития необходимо позиционировать как реализацию действия института единства публичной власти в Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Градостроительное право № 02/2024 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/2500-0292-2024-2-2-5 |
Сформированный в настоящее время инструментарий территориального планирования в России соответствует уровням публично-правовой организации властных полномочий: полномочия Федерации как публично-правового субъекта в территориальном планировании реализуются посредством утверждения уполномоченными органами федеральной государственной власти схем территориального планирования, чье содержание и сферы закреплены в ст. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ). Аналогично обстоят дела со схемами территориального планирования субъектов РФ, чье содержание определено в ст. 14 ГрК РФ и документах территориального планирования муниципальных образований, чей состав применительно к схемам районов и генеральным планов городских и муниципальных округов установлен соответственно ст. 19 и 23 ГрК РФ. Все документы территориального планирования включают в себя две основные части: положение о территориальном планировании, в котором указываются сведения о планируемом размещении объектов федерального, регионального либо местного значения; характеристики таких объектов и их местоположение. Вторая часть — карты планируемого размещения указанных объектов. Нельзя не согласиться с высказываемым в литературе мнением о том, что ключевым параметром территориального планирования выступает численность населения . Каждый уровень публично-правовой организации власти документами территориального планирования размещает объекты соответствующего значения для осуществления закрепленных за данным уровнем власти полномочий . Иначе говоря, Российская Федерация в утверждаемых ею схемах территориального планирования планирует овеществление реализации своей исключительной компетенции, субъекты России — реализуют воплощение исполнения закрепленных за ними полномочий, а органы местного значения реализуют вопросы местного значения посредством планирования (и последующего строительства) размещения объектов местного значения. Распределение полномочий между уровнями организации власти произведено положениями ст. 71 и 72 Конституции РФ и принятыми во ее исполнение нормами Федеральных законов от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таково устоявшееся распределение полномочий в сфере территориального планирования применительно к реализации полномочий властно-публичной организации власти в России. В литературе отмечено, что результаты территориального планирования сами по себе не создают конкретных правовых последствий для правообладателей земельных участков . В обоснование данного обстоятельства приведена ссылка на ч. 12 ст. 9 ГрК РФ, согласно которой утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Однако данное не означает отсутствие последствий для правообладателей. Так, по смыслу ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории; принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для публичных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; принятия комплексных программ по развитию коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур. В свою очередь, документация по планировке территории в силу ч. 4 ст. 41 ГрК РФ состоит из проекта планировки территории и проекта межевания территории, который в корреспонденции с нормами п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) выступает основанием к образованию земельных участков, в том числе и применительно к участкам, находящимся не только в публичной, но и в частной собственности, в случае их изъятия для публичных нужд (подп. 3 п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ). Более того, документы территориального планирования муниципального уровня содержат в своем составе границы населенных пунктов (п. 3 ч. 1 ст. 19, п. 3 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ), выполняющих правовую функцию отделения земель населенных пунктов от земель иного целевого назначения (п. 2 ст. 83 ЗК РФ) . То есть документы территориального планирования именно что per se являются актами, влекущими правовые последствия как в части регулирования публичных интересов (прежде всего при размещении объектов федерального, регионального и местного значения), так и в части регулирования отношений оборота земельных участков в качестве вещей. В указанной связи даже рассматриваемые субстантивно от зонирования документы территориального планирования являются актами, содержащими нормы, предназначенные для применения неопределенным кругом лиц, то есть являются нормативными правовыми актами.