Генезис правовых основ коллекторской деятельности в контексте судебной реформы: этапы эволюции и современное состояние
Аннотация
В статье прослеживаются основные этапы становления и развития правовых основ коллекторской деятельности в Российской Федерации. Отмечается, что на первом этапе — до 2016 г. — коллекторы, начавшие свою деятельность на российском рынке финансовых услуг в начале 2000-х, осуществляли свою работу в рамках общегражданского законодательства, исходя из собственных представлений о законности. Принятие 3 июля 2016 г. сразу двух Федеральных законов № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон“О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”» и № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”», обозначено началом второго этапа развития правового регулирования данного сегмента российского законодательства. Современный (третий) этап эволюции правовых основ коллекторской деятельности связан с вступлением в силу Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 467-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”». Констатируется, что на данном этапе совершенствование правового регулирования данного сегмента российского законодательства осуществляется одновременно по нескольким направлениям с приоритетом развития цифровой модели взаимодействия государства, бизнеса и должника.
Ключевые слова
- Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации
- периодизация правового регулирования коллекторской деятельности
- коллектор
- должник
- структуры
- осуществляющие на коммерческой основе работу по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности
- защита прав должника
- незаконные методы принуждения к погашению долгов
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 03/2024 |
Страницы | 35-41 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2024-3-35-41 |
Англицизм «коллектор», устоявшийся в российском общественно-правовом поле для обозначения физических и юридических лиц, профессионально занимающихся возвратом просроченной задолженности, очевидным образом не соответствует смысловой нагрузке, придаваемой этому термину на языке оригинала.
В отечественном законодательстве используется транслитерация этого термина, отсылающая в процессе референции к субъекту, осуществляющему деятельность по принудительному взысканию просроченной задолженности на коммерческой основе. В английском же языке слово the collector является многозначным. Нейросетью эта лексема переводится как инкассатор либо как коллекционер (в контексте «собиратель предметов искусства»). Еще один из вариантов перевода — собиратель.
Следует отметить, что до 2016 г. коллекторы — профессиональные взыскатели, начавшие свою деятельность на российском рынке финансовых услуг в начале 2000-х, с момента своего появления осуществляли свою работу в рамках общегражданского законодательства исходя из собственных представлений о законности, выступая представителями кредиторов или от своего лица — после скупки просроченных обязательств.
Этот временной промежуток (2000—2016 гг.) представляется правомерным обозначить в качестве первого этапа генезиса правовых основ коллекторской деятельности.
На том этапе отраслевое законодательство в сфере возврата просроченной задолженности в Российской Федерации отсутствовало, как отсутствовал и запрет на такого рода деятельность. Понятия «коллектор» в официальном юридическом лексиконе не имелось. Деятельность коллекторских организаций государством не контролировалась. Официальных рекомендаций и разъяснений по организации работы в данной сфере бизнеса выработано не было. Пробел в части государственного контроля за деятельностью профессиональных взыскателей породил множественные нарушения коллекторами прав граждан— не только должников, но и третьих лиц. Ситуация потребовала личного вмешательства Президента Российской Федерации.