Дата публикации: 18.04.2024

О пределах взаимодействия субъектов общественного контроля и органов судебной власти в Российской Федерации

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу пределов взаимодействия субъектов общественного контроля с органами судебной власти в Российской Федерации. В работе исследуются основные направления вышеназванного взаимодействия. В частности, отмечается двойственная позиция органов судебной власти в их взаимоотношениях с субъектами общественного контроля: с одной стороны, их деятельность, акты и решения выступают в качестве объектов общественного контроля; с другой стороны, последние вправе обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга физических лиц, прав и законных интересов некоторых разновидностей юридических лиц. В статье формализованы и проанализированы основные проблемы, препятствующие определению пределов взаимодействия субъектов общественного контроля с органами судебной власти в Российской Федерации, разработана и обоснована система мероприятий по их разрешению. В работе использованы методы научного исследования: формально-логический, сравнительно-правовой, историко-правовой, статистический, социологический. Цель исследования состоит в обосновании оптимальных пределов взаимодействия субъектов общественного контроля с органами судебной власти в Российской Федерации, позволяющих осуществить достижение целей и реализацию задач данного института гражданского общества.




Введение

Вопросы организации и осуществления общественного контроля за актами, решениями и деятельностью органов судебной власти широко исследованы в работах Э.А. Буренковой, В.В. Гриба, С.С. Згоржельской, С.Г. Рогожиной, Е.Н. Ярмоц, а также ряда иных авторов. Важную роль в изучении механизма взаимодействия органов судебной власти и субъектов общественного контроля в целях обеспечения реализации, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Российской Федерации как наивысшей конституционной ценности имеют произведения С.Ю. Пояркова, А.Н. Бумагина, В.К. Михайлова, а также некоторых иных ученых. Однако доля работ, посвященных пределам указанного взаимодействия, на наш взгляд, не велика. Этим и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого выступает определение оптимальных пределов взаимодействия субъектов общественного контроля с органами судебной власти в Российской Федерации, позволяющих осуществить достижение целей и реализацию задач данного института гражданского общества.

Общественный контроль в Российской Федерации выступает важнейшей юридической гарантией реализации, охраны и защиты как конституционных принципов народовластия и участия граждан в управлении делами государства, так и всей системы прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

В процессе своей организации и деятельности субъекты общественного контроля взаимодействуют с различными органами публичной власти. Можно выделить следующие формы подобного взаимодействия: а) когда деятельность, акты и решения органа публичной власти выступают в качестве объекта общественного контроля; б) когда данные органы публичной власти выступают в качестве адресата, которому субъект общественного контроля после проведенных мероприятий общественного контроля направляет материалы, полученные в ходе данных мероприятий на основании п. 6 ч. 1. ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (например, органы прокуратуры), для того, чтобы указанные органы осуществили мероприятия по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также прав и законных интересов различных негосударственных некоммерческих организаций (в частности, осуществили пресечение преступления либо выявление, изобличение и привлечение к установленной законом ответственности лиц, виновных в совершении указанного преступления); в) когда субъекты общественного контроля обращаются в органы судебной власти на основании п. 7 ч. 1. ст. 10 вышеназванного Федерального закона в защиту прав неопределенного круга лиц либо прав и законных интересов некоторых разновидностей юридических лиц. Ряд авторов также совершенно справедливо относит к форме взаимодействия органов судебной власти с субъектами общественного контроля и взаимодействие аппарата судов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, помощников судов, например, с профсоюзами, а также средствами массовой информации, которых можно отнести к иным организационным структурам общественного контроля.

Особый интерес представляет взаимодействие субъектов общественного контроля с органами судебной власти в Российской Федерации. Представляется, что данное взаимодействие отличает двойственная позиция органов судебной власти: с одной стороны, их деятельность, акты и решения выступают в качестве объектов общественного контроля; с другой стороны, последние вправе обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга физических лиц, прав и законных интересов некоторых разновидностей юридических лиц.

Список литературы

1. Бумагин А.Н. Публичность правосудия как форма социального контроля судебной власти и фактор общественного доверия к суду / А.Н. Бумагин // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 5 (40). С. 20–23.
2. Буренкова Э.А. Общественный контроль за деятельностью квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации / Э.А. Буренкова // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 1 (17). С. 681–685.
3. Быкова Т.И. Взаимодействие помощника судьи со средства массовой информации и гражданами / Т.И. Быкова, А.О. Лебедев // Администратор суда. 2014. № 1. С. 3–10.
4. Гончаров В.В. Использование позитивного опыта организации и осуществления народного контроля власти в СССР в процессе оптимизации общественного контроля в Российской Федерации (конституционно-правовой анализ) / В.В. Гончаров // Право и политика. 2019. № 5
5. Гончаров В.В. Права и свободы человека как идеальная ценность современного государства / В.В. Гончаров, С.Ю. Поярков // Философия и культура. 2017. № 1. С. 47–50.
6. Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации / В.В. Гриб // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 3–13.
7. Гриб В.В. Нормативное закрепление и научное видение системы объектов общественного контроля / В.В. Гриб // Юридическое образование и наука. 2016. № 3. С. 154–160.
8. Згоржельская С.С. Институт присяжных заседателей как элемент общественного контроля за осуществлением правосудия / С.С. Згоржельская // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 8–3 (54). С. 204–206.
9. Лузин Д.А. Цифровое государство: рассуждение о зарождении концептуальной основы / Д.А. Лузин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 6. С. 159–161.
10. Михайлов В.К. Обеспечение открытости и гласности суда как гарантия независимости правосудия / В.К. Михайлов // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 2. С. 138–151.
11. Рогожина С.Г. Проблема возможности и допустимости осуществления общественного контроля над правосудием в свете новой «Концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы» / С.Г. Рогожина, Н.С. Щербинина, Т.В. Лазаренко // Гуманитарный нау
12. Ярмоц Е.Н. Формы институционализации общественного контроля за судебной деятельностью / Е.Н. Ярмоц // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2016. № 6. С. 240–244.

Остальные статьи