О пределах взаимодействия субъектов общественного контроля и органов судебной власти в Российской Федерации
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу пределов взаимодействия субъектов общественного контроля с органами судебной власти в Российской Федерации. В работе исследуются основные направления вышеназванного взаимодействия. В частности, отмечается двойственная позиция органов судебной власти в их взаимоотношениях с субъектами общественного контроля: с одной стороны, их деятельность, акты и решения выступают в качестве объектов общественного контроля; с другой стороны, последние вправе обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга физических лиц, прав и законных интересов некоторых разновидностей юридических лиц. В статье формализованы и проанализированы основные проблемы, препятствующие определению пределов взаимодействия субъектов общественного контроля с органами судебной власти в Российской Федерации, разработана и обоснована система мероприятий по их разрешению. В работе использованы методы научного исследования: формально-логический, сравнительно-правовой, историко-правовой, статистический, социологический. Цель исследования состоит в обосновании оптимальных пределов взаимодействия субъектов общественного контроля с органами судебной власти в Российской Федерации, позволяющих осуществить достижение целей и реализацию задач данного института гражданского общества.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Администратор суда № 02/2024 |
Страницы | 12-16 |
DOI | 10.18572/2072-3636-2024-2-12-16 |
Введение
Вопросы организации и осуществления общественного контроля за актами, решениями и деятельностью органов судебной власти широко исследованы в работах Э.А. Буренковой, В.В. Гриба, С.С. Згоржельской, С.Г. Рогожиной, Е.Н. Ярмоц, а также ряда иных авторов. Важную роль в изучении механизма взаимодействия органов судебной власти и субъектов общественного контроля в целях обеспечения реализации, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Российской Федерации как наивысшей конституционной ценности имеют произведения С.Ю. Пояркова, А.Н. Бумагина, В.К. Михайлова, а также некоторых иных ученых. Однако доля работ, посвященных пределам указанного взаимодействия, на наш взгляд, не велика. Этим и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого выступает определение оптимальных пределов взаимодействия субъектов общественного контроля с органами судебной власти в Российской Федерации, позволяющих осуществить достижение целей и реализацию задач данного института гражданского общества.
Общественный контроль в Российской Федерации выступает важнейшей юридической гарантией реализации, охраны и защиты как конституционных принципов народовластия и участия граждан в управлении делами государства, так и всей системы прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
В процессе своей организации и деятельности субъекты общественного контроля взаимодействуют с различными органами публичной власти. Можно выделить следующие формы подобного взаимодействия: а) когда деятельность, акты и решения органа публичной власти выступают в качестве объекта общественного контроля; б) когда данные органы публичной власти выступают в качестве адресата, которому субъект общественного контроля после проведенных мероприятий общественного контроля направляет материалы, полученные в ходе данных мероприятий на основании п. 6 ч. 1. ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (например, органы прокуратуры), для того, чтобы указанные органы осуществили мероприятия по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также прав и законных интересов различных негосударственных некоммерческих организаций (в частности, осуществили пресечение преступления либо выявление, изобличение и привлечение к установленной законом ответственности лиц, виновных в совершении указанного преступления); в) когда субъекты общественного контроля обращаются в органы судебной власти на основании п. 7 ч. 1. ст. 10 вышеназванного Федерального закона в защиту прав неопределенного круга лиц либо прав и законных интересов некоторых разновидностей юридических лиц. Ряд авторов также совершенно справедливо относит к форме взаимодействия органов судебной власти с субъектами общественного контроля и взаимодействие аппарата судов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, помощников судов, например, с профсоюзами, а также средствами массовой информации, которых можно отнести к иным организационным структурам общественного контроля.
Особый интерес представляет взаимодействие субъектов общественного контроля с органами судебной власти в Российской Федерации. Представляется, что данное взаимодействие отличает двойственная позиция органов судебной власти: с одной стороны, их деятельность, акты и решения выступают в качестве объектов общественного контроля; с другой стороны, последние вправе обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга физических лиц, прав и законных интересов некоторых разновидностей юридических лиц.