Дата публикации: 18.04.2024

Нормотворчество в деятельности органов судейских сообществ

Аннотация

Заслуженным авторитетом в обществе и профессиональной среде пользуются органы судейского сообщества, к задачам которых относится не только разрешение проблем, связанных с осуществлением правосудия, но и совершенствование всего механизма судебной власти. Центральными органами, в которых аккумулируется накопленный практический опыт судейской работы, являются Всероссийский съезд судей и Совет судей Российской Федерации. Преобразование механизма судебной власти федеральные органы судейского сообщества осуществляют посредством реализации нормотворческой компетенции, одним из проявлений которой является участие в законотворческом процессе.




В юридической науке и практике уже привычным стало словосочетание «судебное нормотворчество», ассоциирующееся с деятельностью судей, которые, рассматривая конкретное дело, при отсутствии подлежащей применению нормы вынуждены «находить» право, развивая, конкретизируя, модернизируя имеющиеся правовые предписания, задействуя принципы равенства, справедливости, добросовестности. В то же время практически незаметным остается накопленный за три десятилетия активной деятельности колоссальный объем нормотворчества, наработанного органами судейского сообщества, в сфере содействия развитию судебной системы и судопроизводства. Это тем более важно, поскольку информирование общественности об осуществлении данной нормотворческой функции, способность к которой свидетельствует об аккумулировании «сплава» науки и практического опыта органов судейского сообщества, способствует укреплению авторитета всей судебной власти. Наиболее известными и влиятельными, обладающими достаточно широкой компетенцией, являются Всероссийский съезд судей и Совет судей Российской Федерации. Выступающий с приветственным словом на X Всероссийском съезде судей Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на важность дискуссий, выводов, итоговых документов съездов «для законодательной и исполнительной власти, адвокатуры и правоохранительных органов, для профильных научных организаций и в целом для всего юридического сообщества страны».

Законодатель в общей форме (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества») (далее — Федеральный закон об органах судейского сообщества) наделяет съезд правомочием заниматься решением практически всех вопросов, которые относятся к деятельности судейских сообществ. Абстрактная формула полномочий съезда затрудняет уяснение перечня его правомочий, а также осмысление юридической силы и видов принимаемых актов съезда, что предопределяет самый широкий охват последних, главное условие — чтобы они касались вопросов деятельности судейского сообщества. Кроме того, именно в данном положении заложен нормотворческий потенциал судейского сообщества, высшим органом которого является Всероссийский съезд судей. В литературе, однако, отмечается необходимость уточнения и расширения за счет конкретизации данной общей формулы компетенции органов судейского сообщества. Тем не менее пределы нормотворческой компетенции съезда сосредоточены законодателем не в одной норме, а в нескольких: во-первых, компетенция ограничена перечнем вопросов, раскрывающих сферы деятельности органов судейского сообщества (ст. 6 Федерального закона об органах судейского сообщества); во-вторых, сформулированные задачи органов судейского сообщества помогают определять направления, которые будут служить ориентиром выстраивания пределов нормотворческой компетенции (ст. 4 Федерального закона об органах судейского сообщества). В-третьих, пределы осуществления съездом своих полномочий обусловлены эффективностью реализации на практике принципов независимости и невмешательства в судебную деятельность, свободного обсуждения и коллегиального решения вопросов (ст. 5 Регламента Всероссийского съезда судей). Аналогичные принципы лежат в основе деятельности Совета судей Российской Федерации (ст. 4 Регламента Совета судей Российской Федерации). Отличие только в некоторой конкретизации полномочий, нашедшей отражение в наличии исключительной компетенции Совета судей, о которой упоминает ст. 11 соответствующего Регламента. Положения о компетенции и ее пределах предопределяют в том числе обширные нормотворческие полномочия органов судейского сообщества, осуществление которых стало возможным в силу сложившихся условий.

Так, уровень и культура правотворчества прямо пропорциональны развитию демократии в обществе, являются одним из ее показателей. Принятая 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР «Концепция судебной реформы в РСФСР» определяет основные направления к стоявшей на повестке дня, жизненно необходимой для дальнейшего функционирования РСФСР как демократического правового государства, судебной реформы. В Концепции была сформулирована траектория развития самостоятельной и независимой судебной власти. В повестке реализации судебной реформы — разворачивание системы правосудия из зависимой и абсолютно не суверенной в самостоятельную и неподотчетную силу, свободную от влияния законодательной и исполнительной ветвей власти. Таким образом, в качестве условий эффективного правотворчества судей выступают также самостоятельность и независимость судебной власти.

Список литературы

1. Клеандров М.И. Судейское сообщество: структура, организационно-правовое развитие : монография / М.И. Клеандров. Москва : Норма ; ИНФРА-М, 2014. 351 с.
2. Латышева Н.А. Становление судебного администрирования как результат работы Всероссийских съездов судей / Н.А. Латышева // Российский судья. 2020. № 9. С. 53–58.
3. Лебедев В.М. Выступление на пленарном заседании Совета судей РФ / В.М. Лебедев // Сайт Верховного Суда Российской Федерации. 2023. 5 декабря.
4. Нешатаева Т.Н. Суд и право: евразийская интеграция / Т.Н. Нешатаева. Москва : Норма ; ИНФРА-М, 2024. 336 с.
5. Путин В.В. Выступление на X Всероссийском съезде судей / В.В. Путин // Судебный вестник Нижегородской области. 2023. № 1 (71). С. 8–11.

Остальные статьи