Пределы подзаконного регулирования в сфере обязательных платежей
Аннотация
Исследуется малоизученная в общетеоретическом и отраслевом аспектах проблема разграничения законодательного и подзаконного регулирования в сфере фискальных платежей. Определяются сфера, пределы и критерии допустимости ведомственного правотворчества. Особое внимание уделяется полномочию Правительства РФ по продлению сроков взыскания налогов. На основе анализа практики Конституционного Суда РФ делается вывод о невозможности применения концепции делегированного законодательства в части тех вопросов, которые в соответствии с Конституцией РФ относятся к исключительной прерогативе законодателя.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 04/2024 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-4-34-37 |
Становление современной налоговой системы пришлось на рыночные реформы 1990-х годов. Характерной особенностью налогового регулирования того периода являлось доминирование подзаконного нормотворчества. Ему отводилась основная регулирующая роль. Многочисленные инструкции Государственной налоговой службы РФ, приказы Минфина РФ и другие ведомственные акты фактически заместили собой лаконичное налоговое законодательство. И только с принятием Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) ведомственное нормотворчество уступило основное место законодательной форме регулирования налоговых отношений.
Вместе с тем полного вытеснения подзаконного нормотворчества из сферы налогово-правового регулирования не произошло. А.В. Демин объясняет это слишком общим, абстрактным характером налоговых норм, требующих соответствующей детализации на подзаконном уровне, а в некоторых случаях – организационного обеспечения действия закона. При этом ученый подчеркивает, что объем такой конкретизации должен быть ограничен.
Сфера обязательных платежей не сводится исключительно только к налогам и сборам, – она намного шире. Это все допускаемые законом фискальные платежи, в том числе обязательные индивидуально-возмездные фискальные сборы неналогового характера. При этом законная форма установления налогов и всех его существенных элементов в силу сформулированных Конституционным Судом РФ правовых позиций вовсе не исключает возможности определения Правительством РФ отдельных элементов такого платежного обязательства.
Соответственно, перед финансово-правовой наукой стоит вопрос о мере или границах подзаконного или ведомственного регулирования. Есть ли какие пределы для него в сфере обязательных платежей? Правильное установление этих границ способно оптимизировать правотворческую деятельность и в значительной степени сдерживать произвольное правоприменение.
Понятие «предел» стоит в одном ряду с такими терминами, как «граница», «ограничение», «мера», «рамки чего-либо дозволенного», «крайняя степень».