Дата публикации: 11.04.2024

Пределы подзаконного регулирования в сфере обязательных платежей

Аннотация

Исследуется малоизученная в общетеоретическом и отраслевом аспектах проблема разграничения законодательного и подзаконного регулирования в сфере фискальных платежей. Определяются сфера, пределы и критерии допустимости ведомственного правотворчества. Особое внимание уделяется полномочию Правительства РФ по продлению сроков взыскания налогов. На основе анализа практики Конституционного Суда РФ делается вывод о невозможности применения концепции делегированного законодательства в части тех вопросов, которые в соответствии с Конституцией РФ относятся к исключительной прерогативе законодателя.




Становление современной налоговой системы пришлось на рыночные реформы 1990-х годов. Характерной особенностью налогового регулирования того периода являлось доминирование подзаконного нормотворчества. Ему отводилась основная регулирующая роль. Многочисленные инструкции Государственной налоговой службы РФ, приказы Минфина РФ и другие ведомственные акты фактически заместили собой лаконичное налоговое законодательство. И только с принятием Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) ведомственное нормотворчество уступило основное место законодательной форме регулирования налоговых отношений.

Вместе с тем полного вытеснения подзаконного нормотворчества из сферы налогово-правового регулирования не произошло. А.В. Демин объясняет это слишком общим, абстрактным характером налоговых норм, требующих соответствующей детализации на подзаконном уровне, а в некоторых случаях – организационного обеспечения действия закона. При этом ученый подчеркивает, что объем такой конкретизации должен быть ограничен.

Сфера обязательных платежей не сводится исключительно только к налогам и сборам, – она намного шире. Это все допускаемые законом фискальные платежи, в том числе обязательные индивидуально-возмездные фискальные сборы неналогового характера. При этом законная форма установления налогов и всех его существенных элементов в силу сформулированных Конституционным Судом РФ правовых позиций вовсе не исключает возможности определения Правительством РФ отдельных элементов такого платежного обязательства.

Соответственно, перед финансово-правовой наукой стоит вопрос о мере или границах подзаконного или ведомственного регулирования. Есть ли какие пределы для него в сфере обязательных платежей? Правильное установление этих границ способно оптимизировать правотворческую деятельность и в значительной степени сдерживать произвольное правоприменение.

Понятие «предел» стоит в одном ряду с такими терминами, как «граница», «ограничение», «мера», «рамки чего-либо дозволенного», «крайняя степень».

Список литературы

1. Большой толковый словарь русского языка / составитель и главный редактор С.А. Куз-нецов. Санкт-Петербург : Норинт, 2000. 1536 с.
2. Демин А.В. К вопросу об ограничении подзаконного нормотворчества в сфере налогов и сборов / А.В. Демин // Финансовое право. 2009. № 11. С. 30–33.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических вы-ражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. Москва : А ТЕМП, 2006. 944 с.
4. Титовская А.В. Категория «предел» как философско-юридическое понятие / А.В. Ти-товская // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 2 (103). С. 90–92.
5. Червенюк В.И. Делегированное законодательство в современных правовых системах: юридическая конструкция и конституционная практика / В.И. Червенюк, К.И. Иваши-на, А.И. Романько // Юридическая техника. 2013. № 7–2. С. 832–843.
6. Чиркин В.Е. Законодательная власть : монография / В.Е. Чиркин. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. 336 с.

Остальные статьи