К вопросу о соотношении понятий «социальные расходы» и «социальный бюджет» в доктрине финансового права
Аннотация
Статья посвящена вопросам определения понятий «социальные расходы» и «социальный бюджет» в доктрине финансового права. В статье ставится проблема неоднозначности определения базовых понятий, используемых при характеристике социальных расходов. В статье исследуется правовая основа для осуществления социальных расходов государства, где такие расходы преобладают, приводятся примеры из правоприменительной и судебной практики, где показаны механизмы реализации социальных функций государства через социальные расходы. Также в статье исследуются отдельные полномочия органов исполнительной власти по осуществлению социальных расходов. В статье делается вывод, что в доктрине современного финансового права нет единого устоявшегося подхода к определению понятия и классификации социальных расходов и социального бюджета. Более того, такие расхождения можно встретить не только в России, так как представления о социальной политике и механизмах ее реализации, социальных правах и, главное, доходах и расходах, направленных на удовлетворение социальных нужд, существенно отличаются и основаны часто на идеологии и политике, реализуемой в конкретном государстве.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 04/2024 |
Страницы | 27-30 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-4-27-30 |
Прежде чем перейти к исследованию понятий «социальные расходы» и «социальный бюджет», необходимо вообще разобраться с понятием «социальный» как в правовом, так и в организационном и управленческом понимании.
Если обратиться к Толковому словарю русского языка, то понятие «социальный» понимается в двух основных значениях: 1. это как «социум» – то же самое, что общество; 2. общественный, относящийся к жизни людей и их отношения в обществе. При этом в понятии «социальный» дается определение понятия «социальное обеспечение», которое представляет собой государственную систему «материального обеспечения граждан в старости, а также в случае болезни и нетрудоспособности».
Понятие «социальное обеспечение» тесно связано с понятием «социальные расходы», так как расходы являются механизмом социального обеспечения, способом его реализации. Важно понимать, что социальные расходы, несмотря на их социальное предназначение, продолжают быть публичными расходами, т.е. расходами, направленными на удовлетворение общественного (публичного) интереса, интереса общества. При этом само же понятие «социальный» в переводе с лат. «socialis» означает, как уже отмечалось, «товарищеский, общественный, свойственный обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный». Следовательно, понятие «социальный» и «общественный» с лингвистической точки зрения – это очень близкие понятия, так как именно социальная политика государства является наиболее важной для граждан и общества. Все остальные направления бюджетной политики государства, такие как национальная оборона, правоохранительная деятельность, экономическое развитие, культура и кинематография, несмотря на их значимость, все же для общества имеют второстепенное значение, но могут менять свое предназначение в зависимости от событий, происходящих в обществе и в государстве в определенный период времени. Так, например, в период войны на первое место в системе расходов выходят непосредственно военные расходы, а также расходы, направленные на военное производство, что вполне закономерно, и т.д.
Стоит отметить, что еще в 60-е годы в СССР, а в Италии еще ранее, в 40-е годы XX в., в науке был сформулирован подход, по которому финансовое право и публичная финансовая деятельность государства рассматривались как урегулированное правом добывание средств, необходимых для достижения «коллективных» или «публичных» потребностей государства, для осуществления «общих интересов». А как подчеркивал довоенный итальянский исследователь С. Арена, финансовая деятельность рассматривается позитивным правом как «организация экономических способов для непосредственного осуществления целей общего интереса». Из чего можно сделать вывод о том, что основной целью правового регулирования публичной финансовой деятельности, как в 40-е, 60-е годы XX в., так и в настоящее время, основной целью публичных расходов должно быть положительное влияние на общественные отношения, улучшение качества жизни людей в государстве. В этой связи, главным образом, именно социальные расходы призваны выполнить указанную функцию.