Дата публикации: 11.04.2024

Первая декада статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: вопросы формирования перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании кадастровой стоимости

Аннотация

Декада применения ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации — достойный повод подвести промежуточные итоги перехода от определения налоговой базы как среднегодовой остаточной стоимости объекта налогообложения, сформированной по правилам бухгалтерского учета, на использование кадастровой стоимости объектов недвижимости при определении налоговой базы налога на имущество. Авторы статьи изучили предысторию включения указанной статьи в Налоговый кодекс Российской Федерации и ее модернизацию в части формирования перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании кадастровой стоимости, сопоставляют нормы федерального и регионального законодательства, анализируют практику судов различных инстанций. Выявлено пять типичных вопросов, возникающих при формировании перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании кадастровой стоимости, и предложены оптимальные варианты их разрешения.




Налоговая система Российской Федерации в современных условиях сочетает в себе разные векторы: динамично совершенствуется и при этом остается стабильной в конструкции построения. В частности, весомые поступления в региональные и местные бюджеты двадцать лет обеспечивает налог на имущество организаций и десять лет – налог на имущество физических лиц. Механизм налогообложения по этим налогам постоянно модернизируется, поэтому в настоящей статье предложен ряд суждений о практике применения вступившей в силу десять лет назад ст. 3782 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в части формирования перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании кадастровой стоимости (далее – Перечень). Мы не первые, кто обратился к этой проблематике, сформулированы правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, сформирована судебная практика, даны официальные разъяснения по ряду вопросов, имеются доктринальные наработки, но декада правоприменения – чем ни повод подвести промежуточные итоги, обозначив наиболее интересные вопросы?

1. Нормативное правовое регулирование по вопросам формирования Перечней в каждом субъекте Российской Федерации сложносоставное и должно включать: закон субъекта Российской Федерации, «устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества» (предусмотрен п. 2 ст. 3782 НК РФ); акт высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (п. 9 ст. 3782 НК РФ); методику определения доли площадей, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подп. 2 п. 4 ст. 3782 НК РФ); акт, устанавливающий «порядок результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества» (п. 2 ст. 3782 НК РФ); акт о наделении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по формированию Перечня (п. 7 ст. 3782 НК РФ); акт уполномоченного органа об определении Перечня (подп. 1 п. 7 ст. 3782 НК РФ); акт о порядке направления Перечня в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации (подп. 2 п. 7 ст. 3782 НК РФ); акт о порядке размещения Перечня в сети «Интернет» (подп. 3 п. 7 ст. 3782 НК РФ).

Полагаем, что путей упорядочения массива региональных правовых актов по вопросам формирования Перечней три: первый – осуществление систематизации в каждом субъекте Российской Федерации по собственной инициативе (возникает, как правило, в связи с перераспределением полномочий в области формирования Перечня при изменении построения структуры органов исполнительной власти); второй – «перенос» правового регулирования с регионального на федеральный уровень по наиболее общим вопросам (варианты: либо в НК РФ, что, на наш взгляд, приведет к неоправданному усложнению ст. 3782, либо в акте Минфина России, предусмотрев соответствующую отсылку в ст. 3782); третий – разработка Минфином России (ФНС России) модельного (типового) акта для субъектов Российской Федерации, что в современных условиях представляется более оптимальным.

Список литературы

1. Балакин Р.В. Обзор ряда научных публикаций и судебных решений в части законодательных новаций по налогу на имущество организаций / Р.В. Балакин // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 12. С. 82–93.
2. Григоров К.Н. Правовая регламентация дифференцированных налоговых ставок по имущественным налогам в Налоговом кодексе Российской Федерации / К.Н. Григоров // Финансовое право. 2023. № 6. С. 19–24.
3. Ногина О.А. Правовые проблемы формирования перечня объектов недвижимого имущества органами государственной власти субъектов РФ в целях взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Мониторинг судебных актов за 2016–2021 годы /

Остальные статьи