О признаках субсидий
Аннотация
Проведен анализ определений субсидий как категории бюджетного права; рассмотрено содержательное значение субсидий путем выделения присущих им признаков; выявлены особенности признаков безвозвратности и софинансирования.
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 04/2024 |
Страницы | 11-14 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-4-11-14 |
В современных реалиях основным условием государственной поддержки является финансирование различных проектов, функций публичных образований, субъектов права. Одним из наиболее востребованных, эффективных и используемых способов финансирования являются субсидии (от лат. subsidium – помощь, поддержка). Анализ данных Единого портала бюджетной системы Российской Федерации показал, что в целом в последние годы наблюдается устойчивый рост количества и сумм субсидий.
Аналитическая информация о соглашениях, включённых в реестр соглашений, в разрезе видов расходов (по всем уровням бюджета по состоянию на 13 февраля 2024 г.) показала, что в 2024 г. по субсидиям для юридических лиц действует 2727 соглашений общей суммой 1 292 531,6 млн руб., для бюджетных (автономных) учреждений – 98 977 соглашений на общую сумму 1 765 350,73 млн руб., а для бюджетов субъектов Российской Федерации – 27 270 соглашений общей суммой 2 772 457,18 млн руб. По отдельным показателям (например, анализ субсидии в отдельных субъектах РФ) размеры субсидий за последние годы отличаются (в некоторых регионах наблюдается рост, а в других – снижение), однако данные расхождения незначительные.
Как правовая категория субсидии были закреплены в принятом в 1998 г. Бюджетном кодексе РФ (далее – БК РФ), который (в первоначальной редакции) в ст. 6 закрепил, в том числе, и понятие субсидий, под которыми понимались бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В дальнейшем это определение субсидий утратило силу.
Интересен и тот факт, что в международном праве отсутствует такой термин, как «субсидия», хотя имеются и соответствующие правовые акты. Так, А.В. Губарева и Е.П. Щекочихина отмечают, что и «в законодательстве ВТО и ЕАЭС нет определения термина «субсидия», но при этом можно встретить упоминание характеристик рассматриваемого термина». А.В. Губарева и Е.П. Щекочихина также указывают, что «согласно Соглашению по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ) субсидия существует, когда правительством или любым публичным органом оказывается финансовое содействие или существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XVI ГАТТ 1994 и таким образом предоставляется преимущество».
В российском законодательстве на данный момент понятие субсидий можно встретить только применительно к отдельным их видам.