Правовые институты общей части науки финансового права: вопросы теории
Аннотация
В статье рассматривается теория общих финансово-правовых институтов. Определяется место института «эмиссионное право», института «обязательный аудит» в системе финансового права. Доказывается возникновение нового общего финансово-правового института «возврат и зачет фискальных платежей». Отмечаются характерные черты формирования общих финансово-правовых институтов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 04/2024 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-4-2-7 |
Формирование и структурное развитие отрасли права – это процесс медленный, ибо появление новых правовых институтов и даже подотраслей как важнейших структурных составляющих любой отрасли права всегда связано либо с изменением отраслевого регулирования либо с его укрупнением, а также временной устойчивостью как конкретного явления и, наконец, правопониманием, научным осмыслением этого нового явления как правового института, субинститута и даже отраслевой подотрасли.
Что касается финансового права, то эта отрасль права с конца XX в. начала развиваться очень быстро. Настолько быстро, что за последние 25 лет обогатилась целым рядом новых финансово-правовых институтов и даже подотраслей права. Так, подотрасли «налоговое право», «бюджетное право» сформировались как структуры финансового права в конце XX в. после принятия в Российской Федерации Бюджетного и Налогового кодексов РФ (далее – БК РФ, НК РФ). В этот же период было доказано оформление в рамках финансового права комплексной отраслевой подотрасли «государственный и муниципальный финансовый контроль». Принципиально новые правовые институты, регулирующие децентрализованные финансы, в числе которых финансово-правовые институты финансов госкорпораций и публично-правовых компаний, сформировались в этой отрасли в первое десятилетие XXI в. и несколько позже. Кроме того, совсем недавно в науке было доказано существование комплексного финансово-правового института деофшоризации. Более того, сегодня есть попытки обосновать финансово-правовую природу отношений финансового рынка. Однако на сегодняшний день научные взгляды на этот вопрос несистемны и недостаточно убедительны.
Вместе с тем в финансово-правовой науке часто отмечается, что финансовое право – это отрасль права неразвитая, и именно потому, что в ней нет общих правовых институтов, т.е. институтов, которые состоят из общих норм и идут в сочетании с нормами институтов особенной части финансового права, как то имеет место в гражданском, уголовном праве и т.д. Пожалуй, с этим можно было бы согласиться, но лишь до сегодняшнего дня. И справедливо было бы говорить, что до сегодняшнего дня в финансовом праве не было общей части, поскольку, как известно, любая отрасль права состоит из правовых институтов, субинститутов и подотраслей. Только в том случае, если в отрасли выделяются общие правовые институты, включающие в себя общие нормы, «работающие» совместно с нормами институтов особенной части этой отрасли, правомерно говорить о наличии в этой отрасли общей и особенной части. Поскольку в финансовом праве до сегодняшнего дня не выделялись такие общие правовые институты, за исключением института государственного и муниципального финансового контроля, включающего в себя в советские годы небольшое число норм наряду с включением финансово-правовой теории, вряд ли справедливо было говорить, как уже и отмечалось в науке, о развитой структуре финансового права как отрасли, т.е. состоящей из общей и особенной части. Другое дело – наука финансового права и структура учебного курса этой отрасли. Они, безусловно, должны были всегда подразделяться на общую и особенную части, что и имело место, ибо теория финансового права развивалась, возникали научные концепции, в том числе и те, которые включались в общую часть науки финансового права, а в особенной части проявлялись. К числу последних относились теории субъектов финансового права, особенностей финансово-правовых норм, особенностей финансовых правоотношений и т.д.