Вопросы развития российского законодательства о фактических брачных отношениях
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу внесенного 30 января 2024 г. в Государственную Думу проекта федерального закона № 539969-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”», которым предусматривается приравнивание при определенных условиях фактических брачных отношений к зарегистрированному браку. Условия, порядок и отдельные вопросы, возникающие в связи с этим в гражданских и семейных отношениях «фактических супругов», рассматриваются в настоящей статье.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 03/2024 |
Страницы | 39-41 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2024-3-39-41 |
Вопросы определения фактических брачных отношений и их последствия нередко выступают предметом активного обсуждения в научной литературе, в том числе и на страницах нашего журнала.
Современное законодательство, прежде всего Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК), законодательство о социальном обеспечении и др. не признают фактических брачных отношений. Правовые последствия порождает исключительно брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа, «хотя на практике нередко люди придают фактическим брачным отношениям не меньшее значение, чем браку, зарегистрированному в органах ЗАГСа, забывая о том, что фактический брак не порождает соответствующих правовых последствий». Судебная практика подтверждает данное положение.
В истории развития российского, советского семейного права, да и в законодательстве зарубежных стран немало примеров приравнивания фактических брачных отношений к зарегистрированному браку. Так, и в настоящее время согласно п. 7 ст. 169 СК положения о признании лишь зарегистрированного в установленном порядке брака (п. 2 ст. 1 СК) не применяются к бракам, совершенным по религиозным обрядам, вступивших в фактические брачные отношения до 8 июля 1944 г., на оккупированных территориях бывшего СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов ЗАГСа. Однако на сегодняшний день в силу значительного периода времени, прошедшего с тех пор, названные положения не являются актуальными. Ранее, до 1944 г. в СССР фактические брачные отношения могли быть в любое время оформлены путем регистрации с указанием срока совместной жизни в силу ст. 3 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. (КЗоБСО). При этом браки, заключенные по религиозным обрядам до 20 декабря 1917 г., а в местностях, которые были заняты неприятелем, — до образования органов записи актов гражданского состояния, приравнивались к зарегистрированным бракам. Режим общего имущества супругов распространялся и на имущество лиц, фактически состоящих в брачных отношениях, хотя бы и не зарегистрированных, если эти лица взаимно признают друг друга супругами или же если брачные отношения между ними установлены судом по признакам фактической обстановки жизни, а именно в силу факта совместного сожительства, наличия при этом сожительстве общего хозяйства и выявления супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также в зависимости от обстоятельств, взаимной материальной поддержки, совместного воспитания детей и проч. (п. 10, 11, 12 КЗоБСО).