Дата публикации: 11.04.2024

К вопросу о правовой характеристике членства в саморегулируемой организации

Аннотация

В статье обращается внимание на то, что правовой статус члена саморегулируемой организации выстраивается на основе членства в ассоциации, но при этом дополняется и/или видоизменяется в связи с особым функционалом статуса саморегулируемой организации, который влияет в первую очередь на перечень обязанностей членов названных организаций, являющихся инструментом обеспечения статуса самой саморегулируемой организации. Доказывается, что достаточно широкая и безграничная мера диспозитивности в определении корпоративных прав и обязанностей членов саморегулируемых организаций не лучшим образом сказывается на вопросах защиты интересов самих членов, реализации ими корпоративных прав. Автором также отслеживается тенденция вовлечения механизмов саморегулирования в блогерскую деятельность.




Членство в саморегулируемой организации (далее — СРО), как и в любой иной корпоративной организации, включает в себя целый комплекс корпоративных прав и обязанностей, а при характеристике правового статуса члена любой корпорации также следует включать вопросы об ответственности членов в случае невыполнения или ненадлежащего исполнения ими корпоративных обязанностей. В целом, обращаясь к вопросу о том, что означает понятие «правовой статус», в теории права сохраняется общепринятый подход к этой категории, которая включает в себя такие составные элементы, как правовые нормы; правосубъектность; субъективные права, свободы и обязанности; законные интересы; юридическая ответственность; правовые принципы. В нашем исследовании мы сделаем акцент на такой составляющей правового статуса члена СРО, которая является его ядром (основой), как права и обязанности.

 Прежде чем перейти непосредственно к выяснению особенностей правового статуса члена СРО, вначале обратим внимание на то, что сам законодатель в ст. 65.1 ГК РФ членство в корпоративной организации отождествляет с правом участия. В этой связи в юридической литературе имеются попытки доказать, что право на участие не следует отождествлять с правом на управление, и под первым следует понимать целый комплекс имущественных и неимущественных корпоративных прав, в том числе право на участие в управлении корпорацией. Однако не все ученые единодушны в том, что право на участие может включать в себя имущественные корпоративные права. Так, С.А. Зинченко указывает, что «участие» и имущественные отношения — это разнокачественные явления. При этом ученый однозначно подчеркивает, что «участник всегда управляет корпорацией» (голосование на собраниях, например). Обратим внимание на то, что классик корпоративного права — современный ученый Д.В. Ломакин, рассматривая право участия как членство, тем не менее считает, что «…в рамках корпораций, для которых основной целью деятельности является извлечение прибыли, а также для большинства так называемых непредпринимательских корпораций корпоративные права образуют единый комплекс прав участия (членства), имеющий имущественный характер». Классик предпринимательского права — ученый Е.П. Губин также считает, что именно имущественные права всегда являются важнейшими правами участников корпорации.

Как видим, вопрос о понятии членства и его наполнении является одним из самых дискуссионных вплоть до настоящего времени. На наш взгляд, следует, конечно же, при определении понятия членства исходить из комплекса корпоративных прав и обязанностей, которые прежде всего поименованы в ст. 65 ГК, а само право на участие рассматривать и связывать не только с правом на управление. В подтверждении своей позиции обратим внимание на то, что, например, применительно к хозяйственным обществам в юридической литературе обращается внимание на возможность отказа от ряда корпоративных прав, в том числе от права на управление. Более того, судебная практика также изобилует подобными позициями. Таким образом, точка зрения о тождестве права на участие и права на управление не выдерживает здесь критики, поскольку в этом случае возникает вопрос: если можно отказаться от права на управление (права участие), то что тогда остается в содержании членства (оно же не может исчезнуть)? Поэтому при характеристике перечня корпоративных прав членов СРО мы будем отталкиваться от сказанного нами выше и прежде всего включать сюда все те корпоративные права, о которых идет речь в ст. 65 ГК РФ.

Список литературы

1. Бялт В.С. Правовой статус личности: теоретико-правовая характеристика / В.С. Бялт, А.В. Демидов // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 3 (53). С. 19–26.
2. Герасименко К.С. Корпоративные права участников хозяйственных обществ: ограничение и отказ от их реализации в корпоративном договоре / К.С. Герасименко // Гражданское право. 2023. № 5. С. 10–14.
3. Губин К.П. Важно не ставить во главу угла правовые традиции, а решать экономическую задачу / К.П. Губин, В. Румак // Закон. 2019. № 3. С. 8–18.
4. Зинченко С.А. Корпоративные отношения в реформируемом гражданском законодательстве России / С.А. Зинченко // Гражданское право. 2014. № 4. С. 8–12.
5. Зырянов С.М. Государственный контроль (надзор) : монография / С.М. Зырянов. Москва : Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2023. 231 с.
6. Лескова Ю.Г. К вопросу об усилении роли саморегулируемой организации в выполнении функций (задач) субъектами социального предпринимательства в свете новейшего законодательства РФ о малом и среднем предпринимательстве / Ю.Г. Лескова // Гражданское право. 2
7. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах / Д.В. Ломакин. Москва : Статут, 2008. 509 с.
8. Пальцева М.В. Механизмы саморегулирования в отдельных сферах экономики / М.В. Пальцева // Юрист. 2022. № 8. С. 2–8.
9. Пузырев С.А. Отказ от права (его осуществления) в корпоративном праве / С.А. Пузырев // Вопросы российской юстиции. 2022. № 20. С. 233–239.
10. Черкасова О.В. Правовой статус субъектов корпоративных отношений: доктринальные и правоприменительные аспекты / О.В. Черкасова // Арбитражный и гражданский процесс. 2021. № 2. С. 3–7.

Остальные статьи