Вывеска над нежилым помещением в МКД: конфликт интересов собственников дома и хозяйствующих субъектов
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о возможности размещения хозяйствующими субъектами на фасаде многоквартирного дома информационных вывесок нерекламного характера, о законности требования о согласовании этих вывесок на общем собрании собственников МКД и законности взимания платы за их размещение и использование (арендной платы). Автор занимает позицию, что размещение вывесок на фасаде не следует рассматривать исключительно с позиции Жилищного кодекса РФ. Это комплексный вопрос, предполагающий использование при его рассмотрении жилищного и гражданского законодательства, включая Закон РФ «О защите прав потребителей».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Семейное и жилищное право № 03/2024 |
Страницы | 28-30 |
DOI | 10.18572/1999-477X-2024-3-28-30 |
Действующее жилищное законодательство Российской Федерации допускает использование помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) для коммерческого использования. При этом предпринимательскую деятельность допускается вести не только в нежилых помещениях, но и в жилых при условии, что не нарушаются законные интересы других граждан и требования, которым должно отвечать жилое помещение (ст. 17 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ)).
Категорический запрет касается размещения промышленных производств, гостиниц и осуществления миссионерской деятельности.
А любая предпринимательская деятельность, связана она с продажей товаров или оказанием услуг, предполагает идентификацию субъекта предпринимательской деятельности, которая возможна путем размещения рекламной и/или информационной вывески в том месте, где такая деятельность ведется. В нашем случае – это нежилое помещение в МКД.
Деятельность хозяйствующих субъектов в Российской Федерации регулируется гражданским законодательством и Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ о ЗПП), вопросы по содержанию и управлению общим имуществом МКД – это жилищное законодательство. Как они входят в противоречие друг с другом при регулировании вопроса о размещении информационных вывесок, разберем в данной статье и выскажем предположение, как это противоречие нивелировать.
Начнем с конкретного примера, который ярко показывает указанную проблематику. В МКД индивидуальный предприниматель по договору купли-продажи с застройщиком приобрел 2 нежилых помещения на первом этаже. Данные помещения изначально были предусмотрены проектно-сметной документацией и продавались как коммерческие объекты. В дальнейшем предприниматель каждое из помещений сдал в аренду: в первом помещении был расположен пункт выдачи товаров, заказанных через интернет-магазин, во втором – открыто кафе без производства. То есть обоих арендаторов объединяет то, что они оказывают потребительские услуги.