Дата публикации: 04.04.2024

Социально незащищенные категории семей: проблемы соблюдения норм противопожарного режима в местах их проживания

Аннотация

В статье осуществлен первый научно-практический комментарий нормы, изложенной в п. 851 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, которая вступила в силу с 1 марта 2023 г. Рассмотрена проблема обеспечения пожарной безопасности многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, проживающих в жилых помещениях (комнатах, квартирах, жилых домах), принадлежащих им на праве собственности или находящихся у них в пользовании, а также подвергнуты разбору правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В результате проведенного анализа выявлены проблемы соблюдения новой нормы указанных Правил, а также осуществления государственного пожарного надзора. В целях решения поставленной государством задачи по сокращению числа пожаров, сбережению населения, верного и однозначного понимания физическими лицами и органами публичной власти своих обязанностей авторами сформулированы предложения по внесению изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации.




В соответствии с Конституцией Российской Федерации обязанностью государства является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, поскольку «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2).

Принимая во внимание главную функцию государства, особенно в части наиболее уязвимых категорий граждан, Правительством Российской Федерации были внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением от 16 сентября 2020 г. № 1479, дополнив их п. 851, который устанавливает, что «в комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, должны быть установлены и находиться в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели».

Поскольку изложенная выше норма указанных Правил вступила в силу с 1 марта 2023 г., то полагаем необходимым оценить возможность ее грамотного исполнения с точки зрения правовой науки, а также осуществимость государственного пожарного надзора сотрудниками Федеральной противопожарной службы с точки зрения практического выполнения этого требования.

Как известно, основой правового регулирования обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», которым предусмотрен ряд мер, в числе которых, в частности, осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) в области пожарной безопасности (ст. 3 и 34). Указанным федеральным законом определено, что нормативное правовое регулирование государственных мер в области пожарной безопасности в установленных случаях поручено осуществлять Правительству Российской Федерации.

Так, требованиями к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464, определено, что многоквартирные и одноквартирные жилые здания не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации. Это означает, что требования п. 851 Правил противопожарного режима в Российской Федерации распространяются на все жилые помещения многоквартирных и одноквартирных домов, в которых проживают следующие семьи: 1) многодетные; 2) находящиеся в трудной жизненной ситуации; 3) находящиеся в социально опасном положении.

Список литературы

1. Винокуров В.А. К вопросу о праве человека на неприкосновенность жилища при осуществлении государственного пожарного надзора / В.А. Винокуров, Д.А. Шманцарь // Современное общество и право. 2023. № 4 (65). С. 20–27.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под редакцией С.А. Комарова. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2022. 343 с.
3. Овсянникова Т.Ю. Жилище в системе личных и общественных ценностей / Т.Ю. Овсянникова, О.В. Котова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2004. № 1 (9). С. 241–251.
4. Одношевин И.А. Понятие «жилище» и его значение для уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности / И.А. Одношевин // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6 (43). С. 1232–1239.
5. Озеров И.Н. Право на жилище как одно из основных прав человека / И.Н. Озеров, А.В. Максименко, Т.С. Колесова // Юристъ-правоведъ. 2019. № 4 (91). С. 18–24.

Остальные статьи