Методологические основы разработки дидактической концепции интегративной подготовки пенитенциарных психологов к работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности
Аннотация
В статье представляются теоретико-методологические и эмпирические основы разработки дидактической концепции интегративной подготовки пенитенциарных психологов к работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности, построенной на гипотетических предположениях автора и результатах обработки валидного эмпирического материала (практики пенитенциарной деятельности, психодиагностики).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 02/2024 |
Страницы | 28-31 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2024-2-28-31 |
Деятельность пенитенциарных психологов в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС) в значительной степени определяется предрасположенностью специалистов к овладению профессиональными компетенциями, формирующимися путем накопления знаний, развития умений, созданию навыков и готовностью к их реализации в условиях практики.
Выявление необходимых и достаточных профессиональных компетенций при работе с различными категориями осужденных, раскрытие их сущности и степени представленности в процессе выполнения профессиональной деятельности — основа для определения направлений подготовки и повышения квалификации специалистов.
В настоящее время процесс подготовки психологов к работе с различными категориями осужденных носит общий характер. Вместе с тем осужденные за преступления террористического характера и экстремистской направленности требуют особого подхода в организации их ресоциализации и коррекции, что требует от специалиста развития специфических профессиональных компетенций. Подготовка психологов к работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности, исходя из ее значимости и возможной тяжести последствий, должна решать ряд следующих общих задач: формирование профессиональной внимательности и установки на определение педагогических и психологических факторов при интерпретации ситуации террористической/экстремистской угрозы, ее преодоления; обеспечение специалистов-психологов педагогическими и психологическими знаниями по интерпретации проявлений экстремизма и терроризма, возможностей персональной подготовки к ним; формирование адекватной самоуверенности и оптимистичного настроения у пенитенциарных психологов перед лицом возможных террористических/экстремистских действий; формирование и поддержание специальной (профессиональной) стрессоустойчивости к особенному типу ситуаций (захват заложника, убийство людей и т.д.); формирование и развитие профессионально важных педагогических и психологических качеств, личностных характеристик и оптимизации психологической устойчивости в целом; формирование профессиональных умений, навыков, которые обеспечат успешность выполнения служебных задач по работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности; формирование убежденности по вопросу необходимости осуществления согласованных действий на межведомственном уровне; обучение тактике активного, овладевающего поведения в самых трудных и экстремальных ситуациях, связанных с взаимодействием с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности.