Дата публикации: 11.04.2024

Методологические основы разработки дидактической концепции интегративной подготовки пенитенциарных психологов к работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности

Аннотация

В статье представляются теоретико-методологические и эмпирические основы разработки дидактической концепции интегративной подготовки пенитенциарных психологов к работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности, построенной на гипотетических предположениях автора и результатах обработки валидного эмпирического материала (практики пенитенциарной деятельности, психодиагностики).




Деятельность пенитенциарных психологов в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС) в значительной степени определяется предрасположенностью специалистов к овладению профессиональными компетенциями, формирующимися путем накопления знаний, развития умений, созданию навыков и готовностью к их реализации в условиях практики.

Выявление необходимых и достаточных профессиональных компетенций при работе с различными категориями осужденных, раскрытие их сущности и степени представленности в процессе выполнения профессиональной деятельности — основа для определения направлений подготовки и повышения квалификации специалистов.

В настоящее время процесс подготовки психологов к работе с различными категориями осужденных носит общий характер. Вместе с тем осужденные за преступления террористического характера и экстремистской направленности требуют особого подхода в организации их ресоциализации и коррекции, что требует от специалиста развития специфических профессиональных компетенций. Подготовка психологов к работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности, исходя из ее значимости и возможной тяжести последствий, должна решать ряд следующих общих задач: формирование профессиональной внимательности и установки на определение педагогических и психологических факторов при интерпретации ситуации террористической/экстремистской угрозы, ее преодоления; обеспечение специалистов-психологов педагогическими и психологическими знаниями по интерпретации проявлений экстремизма и терроризма, возможностей персональной подготовки к ним; формирование адекватной самоуверенности и оптимистичного настроения у пенитенциарных психологов перед лицом возможных террористических/экстремистских действий; формирование и поддержание специальной (профессиональной) стрессоустойчивости к особенному типу ситуаций (захват заложника, убийство людей и т.д.); формирование и развитие профессионально важных педагогических и психологических качеств, личностных характеристик и оптимизации психологической устойчивости в целом; формирование профессиональных умений, навыков, которые обеспечат успешность выполнения служебных задач по работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности; формирование убежденности по вопросу необходимости осуществления согласованных действий на межведомственном уровне; обучение тактике активного, овладевающего поведения в самых трудных и экстремальных ситуациях, связанных с взаимодействием с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности.

Список литературы

1. Алехин И.А. Психолого-педагогическая профилактика влияния экстремистских проявлений на мировоззрение обучающихся военных вузов / И.А. Алехин, В.Я. Гожиков, А.Г. Караяни // Мир образования — образование в мире. 2017. № 3 (67). С. 61–70.
2. Вилкова А.В. Теория обучения и педагогические технологии : учебное пособие / А.В. Вилкова [и др.]. Москва : ФКУ НИИ ФСИН России, 2020. 72 с.
3. Кулакова С.В. Психолого-педагогические аспекты развития компетентности психологов уголовно-исполнительной системы как основа профилактики профессионального выгорания / С.В. Кулакова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. №
4. Кулакова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов. нивелирование психотравмирующих событий при решении служебных (оперативно-тактических) задач в условиях внештатных ситуаций : учебник / С.В. Кулакова, А.В. Новико
5. Литвишков В.М. Измерение изменения культуры информационной безопасности / В.М. Литвишков, А.В. Вилкова, Б.А. Швырев // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2020. № 5. С. 27–29.
6. Литвишков В.М. Модель устойчивого развития культуры информационной безопасности в дополнительном профессиональном образовании / В.М. Литвишков, А.В. Вилкова, Б.А. Швырев // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическое ежеквартальное издание. Вып
7. Хрюнова В.А. Психологические аспекты манипулятивного воздействия сект с использованием интернета / В.А. Хрюнова // Юридическая психология. 2010. № 1. С. 10–14.
8. Цветкова Н.А. Особенности правового сознания студентов ведомственного вуза ФСИН России и социального вуза / Н.А. Цветкова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2022. № 1. С. 33–37.
9. Чурков Б.Г. Мотивационные и идейные основания современного терроризма / Б.Г. Чурков // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения : сборник статей. Вып. 4. Терроризм. Москва : ИС, 1993. С. 49–54.

Остальные статьи