Дата публикации: 11.04.2024

Рабочие программы воспитания и методические ошибки проектирования

Аннотация

В статье актуализируются вопросы разработки рабочих программ воспитания в образовательных организациях согласно нормативным требованиям и методическим рекомендациям; обращается внимание на значимость «бесшовного» воспитательного пространства между уровнями образования; показаны типичные методические ошибки, возникающие при проектировании воспитательных программ в образовательных организациях; сделан акцент на необходимости учета специфики и условий конкретной организации при разработке воспитательных программ для обучающихся.




Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) и федеральные общеобразовательные программы (ФООП ОО) предписывают включать в основную образовательную программу в числе обязательных компонентов рабочую программу воспитания. Следует подчеркнуть, что воспитательная программа методологически и стратегически нацелена объединить организацию воспитания подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы, создавая «бесшовное» воспитательное пространство между учреждениями дошкольного, общего и среднего профессионального образования.

Концептуальной и методологической базой для разработки и реализации программы воспитания в школе служит федеральная рабочая программа воспитания обучающихся (в составе ФООП ОО). В конкретной школе, в соответствии с рекомендациями Минпросвещения, предписано создавать единую рабочую программу воспитания для всех образовательных уровней. При этом проектирование содержания личностного развития и воспитания школьников в каждом образовательном учреждении осуществляется с учетом реальных условий, обеспечивающих образовательно-воспитательный процесс.

Обязательной составляющей воспитательной программы является целеполагание на основе базовых национальных ценностей, а также ориентация на национальный воспитательный идеал — высоконравственный гражданин России, «принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Наполнение программы (воспитательные технологии, формы, методы, средства и пр.) меняется в соответствии со спецификой конкретной школы, ее месторасположением, особенностями обучающихся, потребностями и запросами родителей.

Программа воспитания федерального уровня подробно описывает требуемые компоненты документа, их соотношение и содержательное наполнение. Традиционными в структуре рабочей программы воспитания являются три раздела. Целевой раздел, кроме рекомендуемых цели и задач воспитания, включает приоритетные направления воспитания (они могут корректироваться и дополняться исходя из вектора развития организации), а также описание предполагаемых результатов воспитания по заявленным направлениям. Содержательный раздел раскрывает особенности уклада общеобразовательной организации; подробное содержание воспитательной деятельности, представленное в формате нескольких модулей, которые также могут видоизменяться; модули конкретизируют организацию воспитания в каждой школе в рамках определенного направления деятельности. Наконец, организационный раздел включает вопросы обеспечения реализации программы, а также систему поощрения социальной успешности обучающихся. Важнейшим компонентом здесь представляется описание анализа и мониторинга результативности воспитательного процесса, которое каждая образовательная организация создает с опорой на свои локальные нормативные акты (Положение о системе оценки качества образования, Положение о мониторинге образовательных результатов и пр.) и учетом контингента обучающихся. Руководители образовательных организаций должны опираться на результаты своих мониторинговых исследований и аналитические материалы своей оценки качества образования.

Список литературы

1. Байбородова Л.В. Воспитательная деятельность : учебник / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. Москва : КноРус, 2022. 402 с.
2. Фадеева С.А. Сравнительный анализ программ воспитания в образовательных стандартах: динамика требований к результатам и критериям оценки / С.А. Фадеева // Нижегородское образование. 2022. № 3. С. 15–23.

Остальные статьи