Дата публикации: 11.04.2024

Проблема реализации целей наказания за совершение преступления, предусмотренного ст. 210.1 УК РФ

Аннотация

Исследование обусловлено проблемой оценки преступного деяния и реализации целей наказания за совершение преступления (ст. 210.1 УК РФ) с учетом занятия высшего положения в преступной иерархии. На основе исследования содержания норм показаны двойственность его толкования и проблема реализации целей наказания за совершение преступления для восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, недостижимые на практике. Рассмотрены точки зрения с позиций оценки данного состава преступления: как длящееся состояние или длящееся деяние; опасного состояния личности применительно к уголовным авторитетам. Обоснован оригинальный авторский взгляд на разрешение проблемы с учетом зарубежного опыта о необходимости выделения специализированных исправительных учреждений для содержания лидеров преступного мира как особо опасных профессиональных преступников. Констатируется, что это будет способствовать достижению превентивной цели наказания — снижению рецидива преступлений, их большей изоляции и благоприятному течению ресоциализации других осужденных.




На определенном этапе борьбы с организованной и профессиональной преступностью лидеры преступных сообществ (преступных организаций) уходили от уголовной ответственности из-за особого положения и роли дистанционного организатора преступной деятельности при условии, что лично не совершали общественно опасное деяние.

Как полагают ведущие специалисты прокуратуры Российской Федерации, главенствующими в профессиональном ядре преступников, составляющих воровское сообщество, считаются воры в законе. Сами себя они называют просто воры. Пожалуй, ни у кого из ученых и правоприменителей не вызывает сомнений то, что они относятся к категории лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии .

При этом уголовная ответственность за сам факт лидерства такого лица в преступной иерархии не была предусмотрена законом.

Принятый Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности» внес изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ) в части противодействия организованной преступности. Законодатель включил в уголовный закон новый состав (ст. 210.1 УК РФ), который предусматривает ответственность за занятие высшего положения в преступной иерархии.

В научной печати достаточно подробно проанализированы недостатки конструкции этого состава преступления, проблемы его квалификации и применения . Вместе с тем учеными без должного внимания остается главный вопрос — достижение целей наказания в отношении этой особой категории преступников.

Список литературы

1. Бажутов С.А. Особенности уголовной ответственности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии (ст. 210.1 УК) / С.А. Бажутов, А.А. Кунашев // Законность. 2022. № 11. С. 25–33.
2. Егорова Н.А. Уголовная ответственность за занятие высшего положения в преступной иерархии: продолжение дискуссии / Н.А. Егорова, А.Г. Егоров // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2020. № 1 (52). С. 34–44.
3. Колоколова М.В. Теория опасного состояния личности и ее влияние на уголовное законодательство и практику его применения / М.В. Колоколова // Вестник науки. 2021. Т. 1. № 12 (45). С. 117–127.
4. Мальчук О.И. История развития феномена «вор в законе» / О.И. Мальчук // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 5. С. 109–110.
5. Муравьев С.И. Актуальные проблемы реализации уголовной ответственности за занятие высшего положения в преступной иерархии и пути их преодоления / С.И. Муравьев // Вопросы российской юстиции. 2019. № 3. С. 783–793.

Остальные статьи