Дата публикации: 18.04.2024

Имидж нотариуса у получателей его услуг

Аннотация

В статье обращается внимание на противоречие между потребностью населения в получении нотариальных услуг с полным соблюдением принципа клиентоцентричности и негативными явлениями в сфере нотариата, влияющими на текущий и желаемый имиджи нотариуса. Изложены результаты исследования, проведенного в 2023 г. на выборке из 137 граждан Российской Федерации, выступивших в роли экспертов. Охарактеризовано общее впечатление экспертов, оставшееся у них от общения с нотариусами. Раскрыт образ нотариуса, с которым клиентам-экспертам больше не хотелось бы иметь дело. Приведен рейтинг личностных качеств нотариуса, ожидаемых клиентами (желанный имидж). Отмечено неадекватное восприятие экспертами труда нотариуса и показаны направления совершенствования его текущего имиджа.




Профессия нотариуса — специалиста юридической направленности, хоть и является притягательной и популярной, однако не так проста, как может показаться получателям его услуг. Ее суть не сводится к подписанию и оформлению документов и получению за эти услуги приличного вознаграждения . «Кроме знаний во многих отраслях права, нотариусу необходимо обладать огромным терпением, самообладанием, выдержкой, умением противостоять хамству и невежеству весомыми юридическими аргументами и психологическими приемами. В нотариате, как и в любой профессии, противопоказано работать безграмотным, не способным к освоению изменяющегося законодательства и требований текущего времени», — считает У.С. Новопашина, руководитель нотариальной конторы г. Москвы.

Рассогласованность представлений об особенностях деятельности и профессионально важных качествах личности самих нотариусов и их клиентов создает ситуацию для различного рода конфликтов в процессе получения (оказания) нотариальных услуг, а также предпосылки для негативизации имиджа сотрудников нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой.

Как отмечают С.Г. Кряжева и М.М. Москвитина, «…если у граждан, обращающихся к гражданскому нотариусу, особенно нет выбора, так как гражданских нотариальных контор значительно меньше, чем частных, то у клиентов частного нотариуса всегда есть возможность отказаться от конкретной конторы в пользу другой. Именно по причине более острой конкуренции , особенно среди небольших частных нотариальных контор, работающим в них специалистам следует более внимательно относиться ко всем аспектам взаимодействия со своими клиентами, т.е. не только сугубо профессионального характера, но и коммуникативного».

Таким образом, актуальность изучения имиджа нотариуса обусловлена, с одной стороны, потребностью населения в оперативном и качественном получении нотариальных услуг с полным соблюдением принципа клиентоцентричности в процессе их оказания, а с другой — негативными явлениями в сфере нотариата и, следовательно, потребностью в повышении доверия населения к нотариусам. Получается, что в устранении данного противоречия заинтересованы обе стороны.

Список литературы

1. Бородачева Н.А. К вопросу о современных проблемах российского нотариата / Н.А. Бородачева, Е.А Бородачева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 9–2 (48). С. 143–148.
2. Епифанова А. Онлайн-интервью с Ульяной Семеновной Новопашиной, руководителем нотариальной конторы города Москвы / А. Епифанова, О. Гвоздева // СПС «КонсультантПлюс». URL: <a href="https://www.consultant.ru/edu/news/interview/professii/professiya_notarius/novopashi" target="_blank">https://www.consultant.ru/edu/news/interview/professii/professiya_notarius/novopashi</a>
3. Кряжева С.Г. Об особенностях речевой коммуникации в профессиональной деятельности нотариуса / С.Г. Кряжева, М.М. Москвитина // Нотариус. 2023. № 1. С. 2–5. DOI: 10.18572/1813-1204-2023-1-2-5.
4. Кулакова С.В. Научное обеспечение служебной деятельности психологов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : монография / С.В. Кулакова, Н.А. Цветкова. Москва : НИИ ФСИН России, 2023. 404 с. EDN: WKXQUU.
5. Куликова Т.И. Индивидуальный имидж как социально-коммуникативный компонент профессиональной компетентности нотариуса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7–3. С. 488–492.
6. Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь / А.Ю. Панасюк. Москва : РИПОЛ классик, 2007. 768 с.
7. Питкевич Л.П. Развитие профессионального интереса и формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности нотариуса / Л.П. Питкевич // Нотариус. 2022. № 4. С. 11–12. DOI: 10.18572/1813-1204-2022-4-11-12. EDN: QGYDSG.
8. Скуртова Л.И. Основные подходы к интерпретации понятия «имидж». Типологии имиджа / Л.И. Скуртова, Е.В. Федорова // International Journal of Professional Science. 2020. № 7. С. 29–37. EDN: ZRFPKA.

Остальные статьи