Имидж нотариуса у получателей его услуг
Аннотация
В статье обращается внимание на противоречие между потребностью населения в получении нотариальных услуг с полным соблюдением принципа клиентоцентричности и негативными явлениями в сфере нотариата, влияющими на текущий и желаемый имиджи нотариуса. Изложены результаты исследования, проведенного в 2023 г. на выборке из 137 граждан Российской Федерации, выступивших в роли экспертов. Охарактеризовано общее впечатление экспертов, оставшееся у них от общения с нотариусами. Раскрыт образ нотариуса, с которым клиентам-экспертам больше не хотелось бы иметь дело. Приведен рейтинг личностных качеств нотариуса, ожидаемых клиентами (желанный имидж). Отмечено неадекватное восприятие экспертами труда нотариуса и показаны направления совершенствования его текущего имиджа.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Нотариус № 02/2024 |
Страницы | 15-19 |
DOI | 10.18572/1813-1204-2024-2-15-19 |
Профессия нотариуса — специалиста юридической направленности, хоть и является притягательной и популярной, однако не так проста, как может показаться получателям его услуг. Ее суть не сводится к подписанию и оформлению документов и получению за эти услуги приличного вознаграждения . «Кроме знаний во многих отраслях права, нотариусу необходимо обладать огромным терпением, самообладанием, выдержкой, умением противостоять хамству и невежеству весомыми юридическими аргументами и психологическими приемами. В нотариате, как и в любой профессии, противопоказано работать безграмотным, не способным к освоению изменяющегося законодательства и требований текущего времени», — считает У.С. Новопашина, руководитель нотариальной конторы г. Москвы.
Рассогласованность представлений об особенностях деятельности и профессионально важных качествах личности самих нотариусов и их клиентов создает ситуацию для различного рода конфликтов в процессе получения (оказания) нотариальных услуг, а также предпосылки для негативизации имиджа сотрудников нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой.
Как отмечают С.Г. Кряжева и М.М. Москвитина, «…если у граждан, обращающихся к гражданскому нотариусу, особенно нет выбора, так как гражданских нотариальных контор значительно меньше, чем частных, то у клиентов частного нотариуса всегда есть возможность отказаться от конкретной конторы в пользу другой. Именно по причине более острой конкуренции , особенно среди небольших частных нотариальных контор, работающим в них специалистам следует более внимательно относиться ко всем аспектам взаимодействия со своими клиентами, т.е. не только сугубо профессионального характера, но и коммуникативного».
Таким образом, актуальность изучения имиджа нотариуса обусловлена, с одной стороны, потребностью населения в оперативном и качественном получении нотариальных услуг с полным соблюдением принципа клиентоцентричности в процессе их оказания, а с другой — негативными явлениями в сфере нотариата и, следовательно, потребностью в повышении доверия населения к нотариусам. Получается, что в устранении данного противоречия заинтересованы обе стороны.