Дата публикации: 11.04.2024

О практических проблемах «лесной амнистии» при реализации процедуры на дачных участках

Аннотация

Статья посвящена практическим проблемам процедуры «лесной амнистии», установленной Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» и иными законодательными актами, на дачных земельных участках в широком смысле этого слова.




С 11 августа 2017 г. в России стала действовать процедура «лесной амнистии», введенная Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее — Федеральный закон № 280-ФЗ). Первого января 2023 г. процедура была продлена до 1 января 2026 г. Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. 519-ФЗ.

Задаваясь вопросом, нужна ли данная процедура в законодательстве, ответ однозначный — да, по крайней мере, в части, относящейся к индивидуальным загородным и пригородным владениям, стародачным владениям, дачным, садоводческим, огородническим некоммерческим объединениям, созданным во времена Союза Советских Социалистических Республик и впоследствии.

За семь лет существования данного закона процедура практически не была усовершенствована, но нельзя недооценивать сам факт принятия данного закона. То, что он был принят и начал действовать, — это уже большое подспорье для миллионов дачников Российской Федерации. Вместе с тем прошедшие семь лет выявили недостатки, которые на практике преодолеть невозможно без корректировки норм действующего законодательства.

К числу особо острых проблем, связанных с невозможностью реализации процедуры «лесной амнистии» в настоящее время собственниками индивидуальных загородных землевладений и построек, расположенных на них, относятся следующие:

1) отказ в прохождении процедуры по причине отсутствия на проблемных земельных участках (тех участках, которые имеют пересечения с землями гослесфонда в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) проектной лесоустроительной документации, лесных планшетах, лесных картах — далее по тексту проблемные земельные участки) жилого дома (садового дома, дачного дома) наряду с имеющимися служебными (хозяйственными постройками);

Список литературы

1. Ефимова Е.И. О продлении процедуры «лесной амнистии» применительно к дачным участкам / Е.И. Ефимова // Хозяйство и право. 2023. № 3. С. 64–81.
2. Ефимова Е.И. Особенности правового регулирования «лесной амнистии» для дачных земельных участков / Е.И. Ефимова // Экологическое право. 2022. № 4. С. 25–29.

Остальные статьи