Дата публикации: 11.04.2024

Предмет и гражданско-правовая природа договоров об обработке больших данных (на примере пользовательских соглашений)

Аннотация

В статье на примере пользовательских соглашений компаний Google и «Яндекс» рассматриваются проблемы определения предмета так называемых пользовательских соглашений, заключаемых для обработки больших данных, решение которых позволяет определить правовую природу таких соглашений. Уточняется, что веб-аналитика лежит в основе обработки больших данных, включающих и персональные данные. Исследуется юридическое значение подхода к обработке больших данных, определяемого выражением «большие данные как услуга» (от англ. Big Dataasaservice или BDaaS). Сделан вывод о том, что предмет рассматриваемых соглашений, являющихся договорами, определяется путем перечислений действий, которые можно обозначить как возмездные услуги. Соответственно, рассматриваемые акты содержат в себе условия договора возмездного оказания услуг, однако при этом осложнены рядом условий и ограничений, относящихся к лицензионным договорам и согласию об использовании персональных данных, что позволяет отнести такие договоры к смешанным.




В настоящее время лица, занятые обработкой больших данных, юридически оформляют свою деятельность соглашениями, которые не обозначены в действующем гражданском законодательстве, хотя и не запрещены. Например, ООО «ЯНДЕКС» (далее — Яндекс) с помощью сервиса аналитики «Яндекс.Метрика» предоставляет возможность получить данные о посещаемости сайта и поведении пользователей, которые могут быть отнесены к большим данным, поскольку обладают соответствующими признаками (объем, оперативность, разнообразие). Условия использования сервиса «Яндекс.Метрика» включены в пользовательское соглашение компании. Аналогичные соглашения опубликованы также Google LLC и обозначены как Terms of Service Google Analytics (условия использования сервиса Google Analytics или условия предоставления услуг Google Analytics). Указанные акты включают отсылки к ряду документов, в которых также закрепляются условия и порядки совершения действий по обработке данных указанными организациями. Такое усложненное оформление отношений создает проблемы в понимании предмета указанных соглашений, а следовательно, их гражданско-правовой квалификации.

Исследователями были выявлены четыре вида договоров, связанных с большими данными. Поэтому представляется необходимым четко определить предмет соглашений обработчиков данных и пользователей.

Исходя из сущности деятельности лиц, обрабатывающих большие данные, в предмет указанного соглашения должны прежде всего входить действия, связанные с веб-аналитикой. Веб-аналитика (от англ. Web analytics) — это процесс анализа поведения посетителей веб-сайта (от англ. website: web — паутина, сеть и site — букв. место, сегмент, часть в сети), которая строится на использовании всевозможных математических и статистических методов классификации, моделирования и прогнозирования (data mining). Такая аналитика включает отслеживание, анализ и отчетность данных для измерения веб-активности, в том числе использование веб-сайта и его компонентов, таких как веб-страницы, изображения и видео.

Данные, собранные с помощью веб-аналитики, могут состоять из сведений об источниках трафика, ссылок на сайты, просмотрах страниц и проценте пользователей, которые совершили определенное действие, например, покупку или перевод средств. Собранные данные часто используются для аналитики управления взаимоотношениями с клиентами (аналитики CRM — от англ. Customer Relationship Management), целью которой выступает оптимизация принятия более эффективных бизнес-решений.

Список литературы

1. Брагинский М.И. Непоименованные (безымянные) и смешанные договоры / М.И. Бра-гинский // Хозяйство и право. 2007. № 10. С. 36–49.
2. Брагинский М.И. Основы учения о непоименованных (безымянных) и смешанных до-говорах / М.И. Брагинский. Москва : Статут, 2007. 76 с.
3. Василевская Л.Ю. Договор и соглашение в гражданском праве: критерии разграниче-ния понятий / Л.Ю. Василевская // Юрист. 2017. № 22. С. 9–13.
4. Василевская Л.Ю. Распоряжение правами на big data в электронной форме: проблемы и противоречия / Л.Ю. Василевская // Цифровизация гражданского оборота : моногра-фия. В 5 томах. Т. 5. Big data в механизме гражданско-правового регулирования (ци-вилистическо
5. Василевская Л.Ю. Цифровизация гражданского оборота : монография. В 5 томах. Т. 4. «Искусственный интеллект» и технологии «искусственного интеллекта» в механизме договорного регулирования (цивилистическое исследование) / Л.Ю. Василевская., Е.Б. Подузова ;
6. Дмитрик Н.А. О правовой природе согласия на обработку персональных данных / Н.А. Дмитрик // Законодательство. 2018. № 5. С. 41–47.
7. Дорохова Н.А. Договоры об оказании информационных услуг : монография / Н.А. До-рохова. Москва : Проспект, 2022. 176 с.
8. Козлова Е.Б. Развитие в условиях цифровизации классификации договоров, направ-ленных на оказание услуг / Е.Б. Козлова // Цивилист. 2022. № 2. С. 4–10.
9. Мартиросова Л.Э. Оказание услуг как объект гражданских прав / Л.Э. Мартиросова // Инновационная наука. 2016. № 8-3. С. 109–111.
10. Подузова Е.Б. Договоры об оказании услуг в сфере использования «искусственного интеллекта» и технологий «искусственного интеллекта»: проблемы теории и практики / Е.Б. Подузова // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 8. С. 59–67.
11. Собчак А.А. Смешанные и комплексные договоры в гражданском праве / А.А. Собчак // Советское государство и право. 1989. № 11. С. 63–64
12. Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг // Сборник ученых трудов. Вып. 3 / В.М. Десятков, М.И. Ковалев, М.А. Коробицина [и др.]. Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1964. С. 151–193.

Остальные статьи