Предмет и гражданско-правовая природа договоров об обработке больших данных (на примере пользовательских соглашений)
Аннотация
В статье на примере пользовательских соглашений компаний Google и «Яндекс» рассматриваются проблемы определения предмета так называемых пользовательских соглашений, заключаемых для обработки больших данных, решение которых позволяет определить правовую природу таких соглашений. Уточняется, что веб-аналитика лежит в основе обработки больших данных, включающих и персональные данные. Исследуется юридическое значение подхода к обработке больших данных, определяемого выражением «большие данные как услуга» (от англ. Big Dataasaservice или BDaaS). Сделан вывод о том, что предмет рассматриваемых соглашений, являющихся договорами, определяется путем перечислений действий, которые можно обозначить как возмездные услуги. Соответственно, рассматриваемые акты содержат в себе условия договора возмездного оказания услуг, однако при этом осложнены рядом условий и ограничений, относящихся к лицензионным договорам и согласию об использовании персональных данных, что позволяет отнести такие договоры к смешанным.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 04/2024 |
Страницы | 37-48 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-4-37-48 |
В настоящее время лица, занятые обработкой больших данных, юридически оформляют свою деятельность соглашениями, которые не обозначены в действующем гражданском законодательстве, хотя и не запрещены. Например, ООО «ЯНДЕКС» (далее — Яндекс) с помощью сервиса аналитики «Яндекс.Метрика» предоставляет возможность получить данные о посещаемости сайта и поведении пользователей, которые могут быть отнесены к большим данным, поскольку обладают соответствующими признаками (объем, оперативность, разнообразие). Условия использования сервиса «Яндекс.Метрика» включены в пользовательское соглашение компании. Аналогичные соглашения опубликованы также Google LLC и обозначены как Terms of Service Google Analytics (условия использования сервиса Google Analytics или условия предоставления услуг Google Analytics). Указанные акты включают отсылки к ряду документов, в которых также закрепляются условия и порядки совершения действий по обработке данных указанными организациями. Такое усложненное оформление отношений создает проблемы в понимании предмета указанных соглашений, а следовательно, их гражданско-правовой квалификации.
Исследователями были выявлены четыре вида договоров, связанных с большими данными. Поэтому представляется необходимым четко определить предмет соглашений обработчиков данных и пользователей.
Исходя из сущности деятельности лиц, обрабатывающих большие данные, в предмет указанного соглашения должны прежде всего входить действия, связанные с веб-аналитикой. Веб-аналитика (от англ. Web analytics) — это процесс анализа поведения посетителей веб-сайта (от англ. website: web — паутина, сеть и site — букв. место, сегмент, часть в сети), которая строится на использовании всевозможных математических и статистических методов классификации, моделирования и прогнозирования (data mining). Такая аналитика включает отслеживание, анализ и отчетность данных для измерения веб-активности, в том числе использование веб-сайта и его компонентов, таких как веб-страницы, изображения и видео.
Данные, собранные с помощью веб-аналитики, могут состоять из сведений об источниках трафика, ссылок на сайты, просмотрах страниц и проценте пользователей, которые совершили определенное действие, например, покупку или перевод средств. Собранные данные часто используются для аналитики управления взаимоотношениями с клиентами (аналитики CRM — от англ. Customer Relationship Management), целью которой выступает оптимизация принятия более эффективных бизнес-решений.