О некоторых проблемах предпринимательской деятельности в сфере организации воздушного движения
Аннотация
В статье анализируются некоторые аспекты осуществления предпринимательства для таких субъектов хозяйственной деятельности, как авиапредприятия Росаэронавигации, в условиях преодоления ими последствий эпидемии ковида и действия экономических санкций со стороны некоторых зарубежных государств, которые оказывают негативное влияние на деятельность транспортных организаций. Обращается внимание на недооценку особенностей работы предприятий, обеспечивающих организацию и безопасность полетов воздушных судов в новых условиях, и серьезности сложившегося положения хозяйствующих субъектов, занимающихся обеспечением коммерческих воздушных перевозок.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 01/2024 |
Страницы | 27-29 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-1-27-29 |
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) к предпринимательской деятельности относится самостоятельная, осуществляемая предпринимателем на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Принято считать, что рыночные отношения в различных сегментах предпринимательской деятельности имеют гораздо больше преимуществ в сравнении с системой административного диктата. Однако, как показывает опыт развития российской экономики в последние годы, эффективно функционирующие рыночные отношения немыслимы без элементов централизованного государственного регулирования.
Предпринимательская деятельность в сфере выполнения авиационных перевозок самолетами гражданской авиации осуществляется в нашей стране сравнительно недавно, немногим более 30 лет. Все виды перевозок и авиационных работ выполняются в настоящее время преимущественно российскими авиакомпаниями, являющимися коммерческими организациями. При осуществлении своей деятельности авиакомпании не могут обойтись без услуг обеспечивающих организаций, к которым относятся, в первую очередь, аэропорты и авиапредприятия Росаэронавигации, которые обеспечивают организацию, управление и обслуживание движения всех видов летательных аппаратов в воздушном пространстве России.
В соответствии со ст. 61 Воздушного кодекса РФ (далее – ВЗК РФ) («Авиационное предприятие и эксплуатант») под авиапредприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности на используемое имущество, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ. Уместно отметить, что при этом законодатель необоснованно исключает из статусного перечня сотни реально существующих авиапредприятий транспортной инфраструктуры, включая и десятки авиапредприятий Росаэронавигации.
В соответствии с руководящими документами Международной организации гражданской авиации (далее – ИКАО) и действующими Федеральными авиационными правилами под аэронавигационным обслуживанием полетов понимается обслуживание пользователей воздушного пространства, включающее организацию и обслуживание движения воздушных судов, радиотехническое обеспечение полетов и авиационную электросвязь, предоставление пользователям аэронавигационной и метеорологической информации, авиационный поиск и спасание пассажиров и экипажей, терпящих бедствие, на всех этапах полета летательных аппаратов. Указанные виды обслуживания должны обеспечивать непрерывное сопровождение воздушного судна независимо от его ведомственной принадлежности на всех этапах его движения, включая нахождение на воздушных маршрутах и диспетчерское обслуживание при движении по аэродрому. При этом правоотношения с иностранными авиакомпаниями осложнены и нормами международного публичного права, под которыми, в первую очередь, подразумеваются нормы ИКАО, к исполнению которых Россия (тогда, еще в СССР) присоединилась.