Определение обоснованной арендной платы за пользование гидротехническими сооружениями морских портов в Российской Федерации
Аннотация
В настоящей статье авторы проводят анализ законодательства Российской Федерации о предоставлении гидротехнических сооружений, находящихся в государственной собственности и расположенных в морском порту, во временное владение и пользование. Обозначены особенности установления рыночной стоимости портовых гидротехнических сооружений и рыночной арендной платы за них. Рассмотрены основные проблемы и особенности определения обоснованной арендной платы за пользование гидротехническими сооружениями морских портов. В заключение сделаны выводы и предложены некоторые решения выявленных проблем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 01/2024 |
Страницы | 21-24 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-1-21-24 |
Организация морских перевозок непосредственно связана не только с морскими, речными и смешанными путями, но и с морскими портами, обеспечивающими целый ряд функций в сфере сохранности судна и груза, отгрузки и погрузки грузов и т.д. Совокупность правоотношений, возникающих в морском порту, представляет собой сложную систему, включающую также имущественные отношения в сфере недвижимости. Это обусловлено самой природой морского порта. Исходя из положений ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, следует что морской порт – это не только территория, но и совокупность объектов инфраструктуры, расположенных на территории и обеспечивающих выполнение целей торгового мореплавания.
Отношения в сфере недвижимости в рамках морского порта непосредственно влияют не только на стоимость предоставляемых услуг порта, но и затрагивают интересы компаний, также участвующих в обеспечении торгового мореплавания. Таким образом, отношения в сфере недвижимости требуют дополнительного рассмотрения такого вопроса, как аренда гидротехнических сооружений, и определения обоснованной арендной платы за них.
Понятие «портовые гидротехнические сооружения» детерминировано в рамках Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «О морских портах в РФ»), так, под ними понимаются «инженерно-технические сооружения, расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов». Из них можно выделить причалы, волноломы и т.п.
В силу положений п. 1 ст. 130 ГК РФ указанные объекты в рамках гражданских правоотношений относятся к недвижимым вещам. В связи с отнесением гидротехнических сооружений порта к недвижимым вещам правоотношения с ними отягощены нормами, направленными на защиту публичных интересов в сфере недвижимости, что затрудняет их оборот.
В целях раскрытия темы обратим внимание на положения главы 6 и, в частности, на ст. 31 ФЗ «О морских портах в РФ», которая, в первую очередь, направлена на регламентацию предоставления прав пользования и владения государственной собственностью, расположенной в морском порту. В то же время законодатель в рамках главы 6 ФЗ «О морских портах в РФ» определяет, что данные отношения могут быть урегулированы не только договором аренды гидротехнического сооружения, но и специальным договором – концессионным соглашением.