Место договора фрахтования легкового такси в системе договоров перевозки пассажиров автомобильным транспортом
Аннотация
В статье рассмотрена проблема систематизации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте. Сделан вывод об отсутствии надежных критериев дифференциации данной системы по принципу дихотомии. Указывается на необоснованность противопоставления перевозок пассажиров и багажа по заказу и перевозок легковыми такси. Отмечается также, что регулярность перевозок не может быть положена в основу разграничения договоров фрахтования и договоров перевозки пассажиров и багажа.
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 01/2024 |
Страницы | 18-21 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-1-18-21 |
Обобщение версий о происхождении понятия «такси» приводит к выводу о том, что ни в одной из них такси не означает транспортное средство. Это либо размещение путешественника, либо плата за перевозку, либо поездка. В нашей повседневной жизни мы привыкли совсем к иному. Простонародное выражение «поймать такси» означает в понимании обывателя остановить легковое транспортное средство в целях осуществления поездки. На наш взгляд, понятие «такси» означает не автомобиль с шашечками и не вертолет, а вид перевозки. Поэтому правильнее говорить не о такси, а о перевозке такси, обладающей признаками, отграничивающими ее от других видов перевозки.
Если ориентироваться на действующее законодательство, то в соответствии со ст. 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – УАТиГНЭТ), перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. Таким образом, перевозки такси не являются регулярными. В соответствии со ст. 31 УАТиГНЭТ перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования.
Договор фрахтования характеризуется тем, что маршрут поездки, время отправления и прибытия заранее не устанавливаются, как это имеет место быть при регулярных пассажирских перевозках, и при каждой поездке может быть изменен по соглашению сторон. Поэтому в соответствии с действующим на автомобильном транспорте законодательством то, что мы привыкли называть маршрутным такси, вовсе такси не является, поскольку может следовать по заранее установленному маршруту и в установленные временные интервалы. В соответствии с п. 1.2. Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 02.06.2023) «О Правилах дорожного движения» под маршрутным транспортным средством понимается транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. В данном смысле маршрутное такси есть малогабаритный автобус (микроавтобус), совершающий регулярные рейсы на основании договора перевозки пассажира и багажа, а не на основании договора фрахтования.
Сказанное вполне логично объясняет применительно к действующему автомобильному транспортному законодательству, почему маршрутное такси не может осуществлять перевозки такси. Между тем имеет смысл критично взглянуть на это законодательство, которое вряд ли может претендовать на истину в последней инстанции. По крайней мере, исследователю в процессе научного поиска не возбраняется выходить за рамки законодательства и ставить под сомнение истинность или ложность выраженных в нем правил.