Дата публикации: 04.04.2024

Место договора фрахтования легкового такси в системе договоров перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Аннотация

В статье рассмотрена проблема систематизации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте. Сделан вывод об отсутствии надежных критериев дифференциации данной системы по принципу дихотомии. Указывается на необоснованность противопоставления перевозок пассажиров и багажа по заказу и перевозок легковыми такси. Отмечается также, что регулярность перевозок не может быть положена в основу разграничения договоров фрахтования и договоров перевозки пассажиров и багажа.




Обобщение версий о происхождении понятия «такси» приводит к выводу о том, что ни в одной из них такси не означает транспортное средство. Это либо размещение путешественника, либо плата за перевозку, либо поездка. В нашей повседневной жизни мы привыкли совсем к иному. Простонародное выражение «поймать такси» означает в понимании обывателя остановить легковое транспортное средство в целях осуществления поездки. На наш взгляд, понятие «такси» означает не автомобиль с шашечками и не вертолет, а вид перевозки. Поэтому правильнее говорить не о такси, а о перевозке такси, обладающей признаками, отграничивающими ее от других видов перевозки.

Если ориентироваться на действующее законодательство, то в соответствии со ст. 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – УАТиГНЭТ), перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. Таким образом, перевозки такси не являются регулярными. В соответствии со ст. 31 УАТиГНЭТ перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования.

Договор фрахтования характеризуется тем, что маршрут поездки, время отправления и прибытия заранее не устанавливаются, как это имеет место быть при регулярных пассажирских перевозках, и при каждой поездке может быть изменен по соглашению сторон. Поэтому в соответствии с действующим на автомобильном транспорте законодательством то, что мы привыкли называть маршрутным такси, вовсе такси не является, поскольку может следовать по заранее установленному маршруту и в установленные временные интервалы. В соответствии с п. 1.2. Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 02.06.2023) «О Правилах дорожного движения» под маршрутным транспортным средством понимается транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. В данном смысле маршрутное такси есть малогабаритный автобус (микроавтобус), совершающий регулярные рейсы на основании договора перевозки пассажира и багажа, а не на основании договора фрахтования.

Сказанное вполне логично объясняет применительно к действующему автомобильному транспортному законодательству, почему маршрутное такси не может осуществлять перевозки такси. Между тем имеет смысл критично взглянуть на это законодательство, которое вряд ли может претендовать на истину в последней инстанции. По крайней мере, исследователю в процессе научного поиска не возбраняется выходить за рамки законодательства и ставить под сомнение истинность или ложность выраженных в нем правил.

Список литературы

1. Егиазаров В.А. Транспортное право : учебник / В.А. Егиазаров. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юстицинформ, 2004. 344 с.
2. Морозов С.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» / С.Ю. Морозов. Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2009. 152 с.
3. Наумова Р.Л. Фактический и договорный перевозчик: основания и правовые последствия классификации / Р.Л. Наумова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 4 (87). С. 114–118.
4. Никитина А.П. Организация морских перевозок по договору фрахтования морского судна / А.П. Никитина, А.Д. Михайлова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5 (71). № 3. С. 380–386.
5. Рублевский М.И. Правовая природа договора фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) по законодательству Российской Федерации / М.И. Рублевский // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2012. № 4 (33). С. 94–102.
6. Старцева А.А. Правовое регулирование договорных отношений по воздушному чартеру : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.А. Старцева. Казань, 2009. 22 с.

Остальные статьи