Дата публикации: 04.04.2024

Организационно-правовые направления совершенствования системы обеспечения антитеррористической защищённости объектов транспорта: приоритет современных информационных технологий

Аннотация

В статье обосновывается актуальность развития системы нормативных и иных организационных мер в области обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте. Предлагаются направления применения современных информационных технологий для усиления защищённости объектов транспорта. Анализируются перспективы применения технологий «интернета вещей», «больших данных» в целях обеспечения защищённости объектов транспорта. Приводится обзор публикаций о применении схожих технологий в правоохранительной системе США. Исследуются фрагменты Концепции построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи «интернета вещей» на территории Российской Федерации. Обобщаются предложения экспертов по теме внесения дополнений в законодательство о транспортной безопасности, о контроле и надзоре в области транспортной безопасности, в том числе предусматривающие необходимость создания нормативных оснований для изменения уровней безопасности на объектах транспортной инфраструктуры на основании математических моделей прогнозирования рисков, применение моделей риск-менеджмента, автоматизацию контрольных процедур с применением современных систем видеоаналитики.




Рассмотрим некоторые направления совершенствования существующей системы мер по защите объектов железнодорожного транспорта, которые представляются авторам актуальными, своевременными и имеющими потенциал существенно повысить эффективность обозначенной системы.

Прежде всего, полагаем возможным выделить две категории подобных «улучшений»: к первой категории отнесём меры, связанные с применением новых технологий, внедрение которых может помочь субъектам обеспечения общественной безопасности усовершенствовать подходы и методы работы; ко второй категории отнесём меры, связанные с организационными и (или) правовыми изменениями, в результате которых существующие элементы системы обеспечения общественной безопасности могут более результативно достигать цели обеспечения общественной безопасности на транспорте. Приведём для каждого из предложений некоторое обоснование.

Стремительно протекающий процесс совершенствования технологий предоставляет субъектам обеспечения общественной безопасности новые инструменты для выявления, предупреждения и пресечения правонарушений на транспорте, а также для документирования обстоятельств, имеющих существенное значение для последующего расследования каждого выявленного правонарушения.

К наиболее перспективным технологическим средствам обеспечения общественной безопасности, по мнению авторов, целесообразно отнести следующие.

Во-первых, технологии анализа «больших данных», содержащихся во множественных информационных системах, используемых как органами государственной власти, так и самостоятельными хозяйственными обществами.

Список литературы

1. Гаврилин Ю.В. Технологии обработки больших объемов данных в решении задач криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности / Ю.В. Гаврилин // Российский следователь. 2019. № 7. С. 3–8.
2. Жарова А.К. Правовое обеспечение информационной безопасности в «умных городах» / А.К. Жарова // Юрист. 2019. № 12. С. 69–76.
3. Ижаев О.А. Использование информации ограниченного доступа, содержащейся в государственных информационных системах: правовое регулирование порядка предоставления информации третьим лицам / О.А. Ижаев, Д.Л. Кутейников // Актуальные проблемы российского прав
4. Лескина Э.И. Правовые и организационные задачи аналитики и управления Big Data в государственном управлении / Э.И. Лескина // Хозяйство и право. 2022. № 3. С. 81–87.
5. Минбалеев А.В. Проблемы реализации принципа достоверности информации в условиях цифровой трансформации / А.В. Минбалеев, О.В. Петровская // Российский юридический журнал. 2022. № 4. С. 20–28.
6. Нестеров Е.А. Информационные коммуникационные риски цифрового развития / Е.А. Нестеров, В.Я. Цветков // Транспортное право и безопасность. 2023. № 2 (46). С. 58–65.

Остальные статьи