Дата публикации: 04.04.2024

Тактические особенности осмотра транспортных средств, имеющих бортовые компьютеры, при расследовании дорожно-транспортных преступлений

Аннотация

В статье производится анализ тактики осмотра транспортных средств, имеющих бортовые компьютеры, для возможности получения информации, имеющей значение для расследования дорожно-транспортного преступления. Даются предложения следователю о том, что при осмотре транспортного средства необходимо принимать меры к получению информации о наличии бортового компьютера и в дальнейшем к его обнаружению с этой целью следует обращаться за помощью к специалисту-автотехнику, специалисту в области компьютерной техники или дилерам по продаже автомобилей. Полученная информация из бортового компьютера используется в ходе проведения судебно-автотехнической экспертизы и установления обстоятельств происшествия.




Дорожно-транспортные происшествия и преступления (далее – ДТП) представляют собой серьезную опасность для общества и государства в целом вследствие тяжелейших последствий в виде гибели и причинения вреда здоровью гражданам различной степени тяжести, а также наступления материального ущерба (затрат на продолжительное лечение и восстановление здоровья, повреждение транспортных средств, дорожной инфраструктуры). Так, по статистическим данным МВД России, в 2022 г. было зарегистрировано 17 595 преступлений, предусмотренных ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». В предыдущие годы количество указанных преступлений было несколько выше: 18 217 – в 2021 г.; 18 629 – в 2020 г.; 19 618 – в 2019 г. В настоящее время тематика борьбы с ДТП в связи с высоким числом их регистрации остается актуальной. Следственные органы, осуществляющие предварительное расследование указанных преступлений, остро нуждаются в современных, научно обоснованных рекомендациях об организации их расследования, проведении тактически наиболее эффективных следственных действий по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Одним из таких следственных действий, позволяющим получить объективные доказательства о событии преступления, а также о действиях водителя, является осмотр транспортного средства, участвовавшего в аварии.

Транспортное средство (автомобиль) – одно из центральных элементов события ДТП, которое традиционно рассматривается как процесс взаимосвязи следующих элементов: «человек – автомобиль – дорога – среда». Поэтому следователю важно квалифицированно определить состояние данного объекта как на момент его осмотра, так и во время происшествия. Необходимо установить характер повреждений, полученных в ходе аварии, а также исправность тормозной системы, колес, осветительных приборов и др. Указанные сведения учитываются при проведении автотехнической экспертизы, которую назначает следователь для ответа на вопрос о том, имел ли водитель техническую возможность избежать ДТП. При этом, изучая характеристики автомобиля, следователь получает объективную информацию о нем.

Практически в каждых методических рекомендациях, посвященных расследованию ДТП, упоминается о необходимости проведения осмотра транспортного средства по тем обстоятельствам, о которых мы упомянули выше. Поэтому, чтобы вновь не перечислять традиционные объекты и способы осмотра транспортного средства, участвовавшего в ДТП, мы в данной статье ставим цель акцентировать внимание читателей на особенностях осмотра автомобилей, снабженных средствами объективного контроля за движением.

Список литературы

1. Гайва Е. Минпромторг рассказал про проблемы с чипами у АвтоВАЗа / Е. Гайва // Российская газета. 2021. 27 июня.
2. Нефедьев А.И. Контроль состояния водителя во время движения автотранспортного средства / А.И. Нефедьев, Д.И. Нефедьев, C.А. Безбородов, В.Г. Гусев // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль. 2021. № 2. С. 60–65.
3. Рыжиков С.Л. Правовые и технико-криминалистические аспекты использования средств объективного контроля за движением автомобиля в процессе совершения дорожно-транспортных происшествий : диссертация кандидата юридических наук / С.Л. Рыжиков. Ростов-на-Дону,
4. Смушкин А.Б. Возможности использования в расследовании информации компьютеризированных систем автомобиля и установленных на нем устройств / А.Б. Смушкин // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 4. С. 134–141.
5. Тарасова В.И. Методика расследования дорожно-транспортных
6. преступлений, совершенных лицами, управляющими маршрутными транспортными средствами : диссертация кандидата юридических наук / В.И. Тарасова. Санкт-Петербург, 2021. 224 с.

Остальные статьи