Дата публикации: 04.04.2024

Основные формы разрешительной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности

Аннотация

Рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к сущности и содержанию разрешительной деятельности, осуществляемой государственными органами и уполномоченными ими субъектами в сфере транспортной безопасности, сформулированы признаки этой деятельности. Выявлены и описаны основные формы разрешительной деятельности в данной сфере: аккредитация, осуществляемая в отношении юридических лиц, занимающихся вопросами аттестации персонала подразделений транспортной безопасности; аттестация, организуемая в целях определения уровня квалификации работников, в обязанности которых входят вопросы обеспечения транспортной безопасности; сертификация, проводимая в целях определения соответствия обязательным требованиям технических средств, используемых подразделениями транспортной безопасности при выполнении возложенных на них задач; получение разрешений на хранение, ношение и применение оружия и специальных средств, используемых подразделениями транспортной безопасности.




Транспортная безопасность как состояние защищенности объектов транспортного комплекса и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической и диверсионной направленности, обеспечивается осуществлением комплекса разнообразных мер: правовых, организационных, контрольно-надзорных, разрешительных, информационных, специальных и др.

Из числа перечисленных мер остановимся на мерах разрешительного характера. Сразу следует отметить, что названный термин в базовом законодательном акте – Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) – отсутствует. Понятие «разрешение» упоминается в нем только в контексте выдачи компетентными органами специального разрешения на перевозку опасных грузов (подп. «з» п. 5, подп. «а» п. 11 ст. 1; ч. 4.1 и 4.2 ст. 9 Закона о транспортной безопасности). Однако если соотнести текст данного Закона о транспортной безопасности с активно разрабатываемой в науке административного права теорией разрешительной деятельности и разрешительной системы, то можно прийти к выводу о том, что разрешительная деятельность является неотъемлемым элементом системы обеспечения транспортной безопасности.

В самом общем виде разрешительная деятельность представляет собой совокупность регулируемых административным правом общественных отношений, связанных с выдачей уполномоченными государственными органами официальных разрешений юридическим и физическим лицам на осуществление видов деятельности или на использование материалов и объектов, создающих повышенные угрозы безопасности личности, общества и государства и требующих в связи с этим постоянного контроля со стороны государства.

В научных исследованиях имеются различные подходы к пониманию сущности и содержания разрешительной деятельности. Она трактуется и как особый институт административного права (Ю.Н. Мильшин, Д.В. Шохин и др.); и как специальный вид административно-процессуальной деятельности (А.А. Алексеев и др.); и как совокупность государственно-управленческих отношений, связанных с регулированием сфер жизни общества, где требуется обязательное государственное участие (Д.В. Осинцев, Н.В. Субанова и др.). Имеются и иные трактовки рассматриваемого понятия, отражающие отдельные стороны и частные аспекты данного института административного права.

Список литературы

1. Алексеев А.А. Организационно-правовые основы лицензионно-разрешительной деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.А. Алексеев. Саратов, 2007. 22 с.
2. Кнутов А.В. Анализ состояния разрешительной системы в Российской Федерации / А.В. Кнутов, С.М. Плаксин, А.В. Чаплинский // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 2. С. 57–82.
3. Кнутов А.В. Разрешительная деятельность в Российской Федерации : монография / А.В. Кнутов, С.М. Плаксин, А.В. Чаплинский. Москва : Издательский дом ВШЭ, 2017. 381 с.
4. Костылева К.И. Административно-правовое регулирование лицензионно-разрешительной деятельности : автореферат диссертации кандидата юридических наук / К.И. Костылева. Москва, 2005. 24 с.
5. Мильшин Ю.Н. К вопросу о содержании разрешительной системы / Ю.Н. Мильшин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 1 (102). С. 63–66.
6. Осинцев Д.В. Разрешительная система в Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук / Д.В. Осинцев. Екатеринбург, 1995. 209 с.
7. Стандзонь Л.В. К вопросу о совершенствовании федерального законодательства о лицензионно-разрешительной системе / Л.В. Стандзонь // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 170–175.
8. Субанова Н.В. Теоретические и прикладные основы прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе : диссертация доктора юридических наук / Н.В. Субанова. Москва, 2013. 462 с.
9. Шохин Д.В. Административно-правовой институт разрешительной системы в механизме государственного управления : диссертация кандидата юридических наук / Д.В. Шохин. Москва, 2012. 228 с.

Остальные статьи