Основные формы разрешительной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности
Аннотация
Рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к сущности и содержанию разрешительной деятельности, осуществляемой государственными органами и уполномоченными ими субъектами в сфере транспортной безопасности, сформулированы признаки этой деятельности. Выявлены и описаны основные формы разрешительной деятельности в данной сфере: аккредитация, осуществляемая в отношении юридических лиц, занимающихся вопросами аттестации персонала подразделений транспортной безопасности; аттестация, организуемая в целях определения уровня квалификации работников, в обязанности которых входят вопросы обеспечения транспортной безопасности; сертификация, проводимая в целях определения соответствия обязательным требованиям технических средств, используемых подразделениями транспортной безопасности при выполнении возложенных на них задач; получение разрешений на хранение, ношение и применение оружия и специальных средств, используемых подразделениями транспортной безопасности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 01/2024 |
Страницы | 5-8 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-1-5-8 |
Транспортная безопасность как состояние защищенности объектов транспортного комплекса и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической и диверсионной направленности, обеспечивается осуществлением комплекса разнообразных мер: правовых, организационных, контрольно-надзорных, разрешительных, информационных, специальных и др.
Из числа перечисленных мер остановимся на мерах разрешительного характера. Сразу следует отметить, что названный термин в базовом законодательном акте – Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) – отсутствует. Понятие «разрешение» упоминается в нем только в контексте выдачи компетентными органами специального разрешения на перевозку опасных грузов (подп. «з» п. 5, подп. «а» п. 11 ст. 1; ч. 4.1 и 4.2 ст. 9 Закона о транспортной безопасности). Однако если соотнести текст данного Закона о транспортной безопасности с активно разрабатываемой в науке административного права теорией разрешительной деятельности и разрешительной системы, то можно прийти к выводу о том, что разрешительная деятельность является неотъемлемым элементом системы обеспечения транспортной безопасности.
В самом общем виде разрешительная деятельность представляет собой совокупность регулируемых административным правом общественных отношений, связанных с выдачей уполномоченными государственными органами официальных разрешений юридическим и физическим лицам на осуществление видов деятельности или на использование материалов и объектов, создающих повышенные угрозы безопасности личности, общества и государства и требующих в связи с этим постоянного контроля со стороны государства.
В научных исследованиях имеются различные подходы к пониманию сущности и содержания разрешительной деятельности. Она трактуется и как особый институт административного права (Ю.Н. Мильшин, Д.В. Шохин и др.); и как специальный вид административно-процессуальной деятельности (А.А. Алексеев и др.); и как совокупность государственно-управленческих отношений, связанных с регулированием сфер жизни общества, где требуется обязательное государственное участие (Д.В. Осинцев, Н.В. Субанова и др.). Имеются и иные трактовки рассматриваемого понятия, отражающие отдельные стороны и частные аспекты данного института административного права.