Особенности проявления принципа верховенства закона в США
Аннотация
Несмотря на тот факт, что США относятся к англосаксонской правовой семье, принцип верховенства закона находит свое проявление в конституционном тексте, политико-правовой практике и юридической доктрине этой страны. Особенности проявления этого принципа в США состоят в том, что помимо позитивного перечисления законодательных полномочий Конгресса США, Конституция США содержит рад изъятий из компетенции законодателя, устанавливаемых с целью ограничения произвола законодателя и защиты ценностей конституционализма. Притом, что официально страна придерживается «доктрины неделегирования», согласно которой исключительно Конгресс США наделяется правом законодательной власти, на практике распространено использование делегации правотворческих полномочий органам исполнительной власти. Соотношение законодательных и судебных актов остается своеобразным по причине исторического возникновения права этой станы в недрах прецедентов. Специфика проявляется в том, что статуты носят более конкретный и предметный характер, отличаются большим объемом и сложностью, а судьи при их применении стараются следовать буквальному узкому толкованию законодательных установлений. Верховенство закона не сводится в США к обеспечению формальной законности, поэтому доктринально обосновывается стремление государства к воплощению «верховенства права», справедливость которого в первую очередь должна обеспечиваться судьями. Однако справедливость нормативных установлений этой страны во многих случаях ставится под сомнение по причине неэффективности законодательства и агрессивной внешней политики.
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 04/2024 |
Страницы | 45-49 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-4-45-49 |
Верховенство закона установлено в ст. VI Конституции США: «Настоящая Конституция и законы США, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены властью США, являются высшими законами страны, и судьи в каждом штате обязываются к их исполнению, даже если в Конституции и законах какого-либо штата встречаются противоречащие положения». В этой статье акцентируется внимание на высшей юридической силе Конституции США и на верховенстве законов федерации. Из ст. IV Конституции США вытекает косвенное признание юридической силы законодательства штатов: «В каждом штате должны пользоваться уважением и полным доверием публичные акты, официальные документы и судебные решения любого другого штата». По признанию самих американцев, «американское право основывается на парадигме «верховенства закона», на открытости намерений законодателя и авторитетных решений судов».
Интересный момент можно подметить при анализе текста древнейшей Конституции этого государства. Помимо позитивного перечисления законодательных полномочий Конгресса США, Конституция США содержит рад изъятий из компетенции законодателя, в том числе запрещение приостановки действия Habeas Corpus в мирных условиях, запрещение жалования дворянских титулов, запрещение принятия биллей об опале и законов, обладающих обратной силой, запрещающих свободу исповедания религии, ограничивающих свободу слова, свободу собраний и др. В подобных положениях можно усмотреть стремление к ограничению произвола законодателя, реализации в его актах истинных правовых норм, установление ценностей конституционализма.
Конституционно-правовая практика США придерживается «доктрины неделегирования», согласно которой Конгресс США, наделенный законодательной властью по Конституции, не может делегировать ее кому-либо. Даже законодательная инициатива формально принадлежит только членам палат парламента. Президент вправе вносить только законопроект о бюджете. Члены палат, напротив, такого права не имеют. Но на деле политика в области законотворчества определяется ежегодными посланиями Президента Конгрессу США, а члены парламента нередко вносят законопроекты по поручению исполнительной власти. Это дает повод американским исследователям утверждать, что сегодня Президент формулирует повестку дня не только для исполнительной власти, но и для законодательной власти.
Сам Конгресс США также способствовал росту влияния Президента на законотворческий процесс. В частности, в 1921 г. с принятием Закона о бюджетной отчетности утвердилась практика контроля Президента над всеми предложениями, поступающими от исполнительных органов в Конгресс США. Этот контроль был усилен Законом о занятости 1946 г., возложившим на исполнительную власть ответственность за поддержание стабильности национальной экономики и закрепившим за Президентом обязанность представлять в парламент экономический отчет.