Правовой статус органов местного самоуправления в Аргентине
Аннотация
В статье исследуется статус органов местного самоуправления в Аргентине. В связи с отсутствием единого федерального регулирования института местного самоуправления анализируется законодательство субъектов федерации. Изучается порядок формирования органов местного самоуправления, характер взаимоотношений между различными органами местного самоуправления, порядок разрешения конфликтов, особенности статуса органов местного самоуправления в отдельных субъектах федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 04/2024 |
Страницы | 41-44 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-4-41-44 |
Статус органов местного самоуправления является одним из ключевых вопросов в части организации муниципальной власти. В муниципально-правовой науке нередко подчеркивается такая особенность муниципальных правоотношений, как сочетание публичных и частных начал и необходимость более активного привлечения населения к управлению местными делами. Вместе с тем очевидно превалирование институтов представительной демократии и на местном уровне. В этой связи исследование порядка формирования органов местного самоуправления, их компетенция, ответственность, взаимоотношения между собой и с органами публичной власти иных уровней (регионального, федерального) представляют несомненный научный интерес.
В Аргентине отсутствует единый федеральный закон об организации муниципальной власти, а и без того лаконичные конституционные нормы о местном самоуправлении ничего не говорят о структуре и статусе органов местного самоуправления. Следовательно, в части правового регулирования местного самоуправления широкой дискрецией обладает региональный законодатель. В этой связи статус органов местного самоуправления в субъектах федерации (23 провинции и автономный город Буэнос-Айрес) отличается.
Вместе с тем можно выявить некоторые общие черты, касающиеся, в частности, структуры органов местного самоуправления. В большинстве случаев в структуре местных органов власти присутствует представительный орган и исполнительный орган. Функции главы муниципального образования исполняет, как правило, глава исполнительной власти (в основном именуемый Intendente).
Однако, несмотря на разделение представительной и исполнительной власти на местном уровне, нередко на практике такого разделения не происходит. Иногда этому косвенно способствует и законодательство провинции. Например, Закон провинции Кордоба от 5 ноября 1991 г. № 8.102 «О муниципальном и коммунальном режиме» предусматривает избрание на должность мэра лица, которое является первым в списке кандидатов победившей на выборах в представительный орган партии. Таким образом, партия, получившая большинство депутатских мандатов (нередко такие партии получают более половины голосов избирателей), назначает и своего мэра, и фактического разделения на исполнительную и представительную власть в муниципальном образовании может и не быть. Отчасти такой ситуации способствуют положения о выдвижении кандидатов на муниципальных выборах только политическими партиями, как это закреплено, например, в Конституции провинции Сантьяго-дель-Эстеро. Неслучайно аргентинские исследователи отмечают особую роль мэров при управлении в рамках диктатуры в Аргентине.