Разработка маркетинговых моделей для продвижения мобильных приложений в зависимости от целевой аудитории и вида экономической деятельности
Аннотация
Статья посвящена рынку мобильных приложений, который является одним из самых быстрорастущих и инновационных сегментов цифрового бизнеса. На успешность и устойчивость компаний в этой сфере влияет стратегическое планирование, одним из компонентов которого является маркетинговая модель. Формирование маркетинговой модели требует существенных затрат и учета новых трендов в отрасли, однако продуманная стратегия маркетинга приносит значительную прибыль и лояльность пользователей. В этой связи изучение механизмов создания успешной маркетинговой стратегии выступает главной темой данного исследования.
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 04/2024 |
Страницы | 35-40 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-4-35-40 |
За большинством успешных и популярных мобильных приложений стоит систематизированная маркетинговая модель, ставшая основой для его продвижения на глобальном рынке мобильного программного обеспечения (далее – ПО). Стратегическое планирование любого бизнеса, в том числе и мобильного приложения, должно учитывать коммуникацию с конечным потребителем. Как отмечает известный маркетолог Дэйв Чаффи, около 70% компаний мобильного ПО не имеют стратегии цифрового маркетинга, а потому они не приносят прибыли в долгосрочной перспективе. В то же время более успешные компании формируют стратегию продвижения еще на этапе планирования самого функционала приложения. В этой связи данная работа анализирует механизмы цифрового маркетинга мобильных приложений и новые тренды в индустрии, которые формируют критерии для успешного продвижения приложений.
Цифровой маркетинг мобильного ПО включает в себя как минимум четыре стадии, через которые проходит потребитель: этап осознания, этап приобретения, этап удержания и этап повторного вовлечения. Зачастую систематическое перемещение потребителей между этими этапами называют циклом взаимодействия с мобильным приложением. Выстраивание процессов коммуникации с пользователями на каждом из этапов и является основной задачей маркетинговой модели. При этом коммуникация должна носить двусторонний характер: не только сообщая клиентам о ценности цифрового продукта, но и обеспечивая обратную связь от пользователя к владельцу бизнеса.
Что же именно требуется для формирования маркетинговой модели для каждого из обозначенных этапов? Так, обязательным выступает исследование рынка, направленное на потребителей услуги или товара, реализуемого через функционал мобильного приложения. Устойчивый мобильный бизнес должен иметь четкое представление об объеме и характере спроса на реализуемый продукт. Бизнес-практики по исследованию рынка могут значительно отличаться друг от друга, но общей их чертой остается попытка ответить на следующие вопросы: кто является целевой аудиторией мобильного ПО? Чем именно им будет интересно данное приложение? Как потребность пользователей в данной услуге удовлетворяется со стороны конкурентов?
Первые два вопроса раскрывают портрет и представление о пользователях, в то время как третий дает более общую картину для понимания рыночного контекста, в котором предстоит продвигать готовое решение среди множества похожих продуктов. За счет высокой соревновательности рынка мобильных приложений важно оценивать не только целевую аудиторию, но и взаимоотношение с ней со стороны других компаний. При этом именно неправильно оцененный спрос является причиной провала более 40% всех стартапов на рынке мобильных приложений.
Оценка спроса на цифровую услугу, предлагаемую приложением, может достигаться разными методами, например, качественным анализом информации, полученной от целевой аудитории. Так, предварительное изучение потребностей пользователей возможно с помощью интервьюирования пользователей с целью идентификации проблемы или потребности, которая существует в данной области у потенциальной целевой аудитории. По рекомендации автора книг по маркетингу Роба Фитцпатрика, требуется как минимум 10–15 глубинных интервью для идентификации первичной потребности в продукте. Если каждый из 10–15 интервьюируемых обозначит необходимость продукта для решения своих потребностей, то можно ожидать спроса на подобное решение в настоящий момент.