Новеллы законодательства, регулирующего правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
Аннотация
В статье проводится анализ правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в свете реформы конституционного законодательства, делаются предложения по его дальнейшему совершенствованию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 04/2024 |
Страницы | 27-29 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-4-27-29 |
14 марта 2020 г. был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», послуживший «отправной точкой» совершенствования правового регулирования организационных аспектов государственного управления в регионах. Принятый согласно положениям Конституции РФ 21 декабря 2021 г. Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее – ФЗ № 414) обеспечил упорядочение правовых основ деятельности властных органов субъектов РФ, устанавливающих, в числе прочего, правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта РФ, исходя из конституционного принципа разделения властей, входит в единую систему публичной власти в Российской Федерации и одновременно является частью системы органов публичной власти субъектов РФ.
Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии с нормами ФЗ № 414 включено в систему органов государственной власти субъекта РФ наряду с законодательным и высшим исполнительным органами субъекта РФ, а также с иными органами государственной власти субъекта РФ, образуемыми в соответствии с конституцией (уставом) субъекта, тогда как согласно нормам ранее действовавшего Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее – ФЗ № 184) указанная должность в региональную систему органов государственной власти не включалась – конституцией или уставом субъекта РФ могла быть предусмотрена вышеупомянутая должность.
На основании положений ФЗ № 184 могли использоваться различные наименования для высшего должностного лица, ФЗ № 414 в этом аспекте было установлено единообразие. Ранее данная должность в конституциях (уставах) различных субъектов могла обозначаться как: Президент, например, в Чечне, Татарстане и т.д.; Председатель Правительства, как в Хакасии; Глава республики, как в Ингушетии, Коми, на Алтае и т.д. Теперь на законодательном уровне введено общее наименование анализируемой должности; для её обозначения используются термины «Глава» или «Губернатор» (с указанием на соответствующий субъект); дополнительное наименование, принятое на основе культурно-исторических традиций субъекта, может быть предусмотрено конституцией (уставом) субъекта. Наряду с терминами «Глава» и «Губернатор», согласно нормам ч. 6 ст. 59 ФЗ № 414, в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) для обозначения должности высшего должностного лица может также использоваться термин «Мэр». Например, в столице высшим должностным лицом является Мэр Москвы, высшие должностные лица в Санкт-Петербурге и Севастополе именуются, соответственно, Губернатор города Санкт-Петербурга и Губернатор города Севастополя.