Дата публикации: 11.04.2024

Искусственный интеллект в деле противодействия коррупции в таможенных органах: достигнутые результаты и новые возможности

Аннотация

Противодействие коррупции, ее профилактика в таможенных органах Российской Федерации — перманентно актуальная задача государства. В условиях активной цифровизации общественной жизни стали доступны высокотехнологичные решения, способные за короткое время выполнять рутинную часть работы человека (искусственный интеллект, обработка больших данных и проч.). Несмотря на обширный зарубежный опыт, внедрение инновационных подходов в антикоррупционные механизмы таможенных органов незначительно. Статья посвящена анализу реализуемого государством проекта по противодействию коррупции с использованием искусственного интеллекта, а также оценке планируемых в этой сфере новшеств. Кроме того, предложены перспективные направления применения искусственного интеллекта в антикоррупционной деятельности таможенных органов, выявлены возможности и препятствия для развития инновационных инструментов в рассматриваемой области.




Коррупционные проявления в органах государственной власти вызывают серьезную обеспокоенность правительств большинства государств. Таможенные органы традиционно выступают объектом повышенного коррупционного риска, одновременно играя важную роль в системе экономической безопасности Российской Федерации. Сегодня в условиях применения к Российской Федерации растущего количества внешних ограничительных мер, обеспечение устойчивости экономики и государственного управления выступает основным приоритетом, в связи с чем активно развиваются подходы к противодействию коррупции, в том числе с применением инновационных технологий.

Так, согласно действующему законодательству одним из перспективных средств борьбы с коррупцией являются технологии искусственного интеллекта (далее – ИИ). Под контролем Администрации Президента РФ разработан и действует первый антикоррупционный инструмент – система «Посейдон», который основан на механизмах обработки больших данных и применении ИИ. В то же время дальнейшее развитие инновационных подходов к контролю за служебным поведением должностных лиц таможенных органов тормозит неподготовленная правовая и организационная среда, где сегодня есть ряд пробелов и несовершенств.

Технологии, основанные на использовании ИИ, активно применяются человеком для решения специфических задач, а также задач в сложных и трудоемких отраслях экономики и управления (например, компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи в сфере банковского обслуживания в Российской Федерации; интеллектуальная поддержка принятия решений и перспективные методы ИИ в обслуживании клиентов разнопрофильных компаний и пользователей портала «Госуслуги»).

К числу специфических задач государственного управления относятся, в том числе, профилактика и пресечение коррупции, где мировая практика уже показывает положительный опыт. Так, в США Коалиция за добросовестность (Coalition for Integrity – C4I) опубликовала доклад об использовании ИИ для оценки коррупционных рисков и выстраивания системы комплаенса в организациях. Обращаясь к опыту КНР, можно выделить проект под названием «Zero Trust» – совместная разработка Китайской академии наук и специалистов Контрольно-ревизионного управления. При помощи ИИ обрабатывается информация из закрытых баз данных центрального и регионального правительств, где отмечаются результаты работы китайских чиновников: по данным газеты South China Morning Post, «технология способна отслеживать взаимодействие и работу чиновников, сопоставляя ее с работой коллеги, выявляя возможные случаи коррупции, растрат и кумовства».

Кроме того, к зарубежным примерам успешного использования ИИ в профилактике коррупции можно отнести опыт Испании (нейронная сеть SOMs), Бразилии (концепция интеллектуального программного агента – ISA) и Индонезии (веб-приложение «Коррупционная карта Индонезии»).

Список литературы

1. Андреев В.К. Динамика правового регулирования применения искусственного интеллекта / В.К. Андреев // Журнал российского права. 2020. № 3. С. 58–68.
2. Долотов Р.О. Перспективы повышения эффективности института независимой антикоррупционной экспертизы / Р.О. Долотов, Д.В. Крылова // Журнал российского права. 2019. № 10. С. 163–173.
3. Искусственный интеллект в профилактике правовых рисков и противодействии коррупции : доклад НИУ ВШЭ : к XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 2022 г. / Е.А. Артеменко, А.М. Волкова, Р.О.
4. Крылова Д.В. Использование искусственного интеллекта в вопросах выявления и противодействия коррупции: обзор международного опыта / Д.В. Крылова, А.А. Максименко // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 84. С. 241–255.
5. Прах А. Искусственное против неприемлемого: в Совете Федерации обсудили цифровые методы борьбы с коррупцией / А. Прах // Коммерсантъ. 2023. 11 октября.
6. Хруставчук Н.С. Искусственный интеллект в деятельности таможенных органов России и опыт зарубежных стран / Н.С. Хруставчук // Вестник науки. 2023. № 11 (68). С. 679–686.
7. Щербакова Ю. Половина россиян верят, что искусственный интеллект поможет победить коррупцию / Ю. Щербакова // Комсомольская правда. 2022. 26 апреля.

Остальные статьи