Дата публикации: 11.04.2024

Делегированный порядок формирования представительных органов городских округов с внутригородским делением с точки зрения концепции единой публичной власти

Аннотация

Настоящее исследование посвящено изучению вопроса о делегированном порядке формирования представительного органа городского округа с внутригородским делением. В соответствии с федеральным и региональным законодательством в настоящее время существует наряду с прямыми выборами такой порядок комплектования представительного органа этого нового вида муниципального образования, при котором он состоит из депутатов представительных органов внутригородских районов. Такой вариант избрания городской думы (совета) представляется довольно перспективным, так как позволяет сформировать представительный орган без проведения ещё одних муниципальных выборов городского масштаба, не влечёт затрат бюджетных средств и не требует прохождения процедур, свойственных избирательной кампании, способствует более эффективному взаимодействию двух видов муниципальных образований в целях наиболее эффективного решения вопросов, затрагивающих интересы всех горожан.




Существование двухуровневой модели местного самоуправления давно является характерной чертой организации современной публичной власти в Российской Федерации. Она успела себя зарекомендовать как довольно эффективный механизм реализации вопросов местного значения, так как их разделение в зависимости от уровня осуществления нацелено, прежде всего, на эффективность реализации задач, отнесённых к их компетенции Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В самом деле ряд вопросов общетерриториального характера и вопросы стратегического развития целесообразнее решать на промежуточном уровне, находящемся между муниципалитетами первого уровня и органами государственной власти субъектов РФ. К ним также относятся отдельные государственные полномочия, возлагаемые на городские округа региональными законами. Это неудивительно, ведь верхний уровень муниципальной власти координирует деятельность местных органов первого уровня и способствует более планомерному развитию территории, находясь в довольно близком взаимодействии как с властями региона, так и с нижестоящими структурами и способствуя тем самым сбалансированной реализации как задач местного масштаба, так и мероприятий государственного уровня. В связи с этими особенностями существует не только тесная финансово-экономическая, но и организационно-институциональная связь между органами местного самоуправления уровня муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ.

В 2014 г. путём принятия федерального закона произошёл очередной этап муниципальной реформы, который стал важной вехой в развитии национальной системы публичной власти. Так, были созданы два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Возникновение данных видов муниципалитетов было продиктовано следующими причинами: необходимость в обеспечении более тесной связи граждан и органов местного самоуправления, сокращение дистанции между местными органами власти крупных городов и населением, повышение активности на местах. Теперь вопросы местного значения могут решаться также и на уровне внутригородских районов, являющихся отдельными муниципалитетами, которые отныне имели свои собственные органы местного самоуправления для решения ряда задач и стали более близким к населению уровнем власти. Однако список конкретных полномочий такого городского округа и его внутригородских районов, перечень муниципального имущества и многие другие вопросы определяются законами субъектов РФ, что наводит на мысль о том, что региональный законодатель довольно подробно может регулировать вопросы деятельности таких муниципалитетов в централизованном порядке с опорой скорее на соблюдение собственных интересов, чем на нужды населения. Таким образом, порядок формирования представительного органа такого городского округа также оставлен на усмотрение регионов: в соответствии с законом субъекта РФ он может избираться на прямых муниципальных выборах либо состоять из делегированных в его состав депутатов представительных органов внутригородских районов. Такой порядок формирования представительного органа существовал и ранее по отношению к муниципальным районам, однако он не был подробно регламентирован и оставлял много неясностей и спорных моментов в связи с недостатком нормативного материала. Также был видоизменён механизм регламентации системы органов местного самоуправления со стороны субъектов РФ. Отныне в случае принятия изменений в региональное законодательство, если оно касалось вопросов структуры органов местного самоуправления, уставы муниципальных образований должны были быть приведены в соответствие с ними в течение 3 месяцев со дня вступления в силу данного закона.

Список литературы

1. Бабичев И.В. Городские округа с внутригородским делением и внутригородские районы: новые юридические конструкции как возможный инструмент развития местного самоуправления на соответствующих территориях / И.В. Бабичев // Конституционное и муниципальное пра
2. Ежукова О.А. Проблемы развития городских округов в свете новейших реформ муниципального законодательства (по материалам «круглого стола») / О.А. Ежукова // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 45–52.
3. Ерохина Т.В. Двухуровневая модель организации местного самоуправления в крупных городских округах: некоторые итоги и проблемы внедрения / Т.В. Ерохина // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 7. С. 68–71.
4. Казанник А.И. В плену надуманных конструкций / А.И. Казанник // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 22–26.
5. Ларичев А.А. Правовое регулирование порядка формирования представительных органов местного самоуправления (опыт Канады) / А.А. Ларичев // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 2. С. 25–29.
6. Симонова С.В. Организационные модели местного самоуправления в Российской Федерации: размышления об эффективности / С.В. Симонова, Г.С. Кириенко // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 4. С. 18–22.

Остальные статьи