Дата публикации: 11.04.2024

Понятие и правовая природа публичной власти в России

Аннотация

В настоящей статье автором рассматриваются особенности правового регулирования института публичной власти в России, раскрываются ее характерные черты, рассматривается правовая природа. Автор анализирует содержание системы публичной власти, основывая свои выводы на заключениях Конституционного Суда РФ. Автором раскрываются особенности публичной власти до того, как она была официально закреплена на законодательном уровне, анализируются решения Конституционного Суда РФ, в которых были раскрыты признаки публичной власти. Анализ понятия и признаков публичной власти приводится в историческом аспекте, делается вывод о том, что на федеральной территории публичную власть можно охарактеризовать как смешанную, в которой переплетаются признаки регионального уровня власти и органов местного самоуправления, делается вывод, что в России сформирован новый уровень власти — публичная власть.




В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» сказано, что в соответствии с Конституцией РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в России и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Институт единой системы публичной власти в России приобрел свое существенное значение в связи с конституционной реформой, выразившейся во внесении поправок в действующую Конституцию РФ, и продолжил свое развитие, воплощаясь в федеральном законодательстве.

Следует отметить, что еще до внесения поправок в Конституцию РФ в 2020 г. Конституционным Судом РФ уделялось существенное внимание институту публичной власти, и в решениях данного органа судебной власти зачастую раскрывалось ее понятие, что послужило основой для последующего развития понятия публичной власти. Несмотря на некоторые различия в толковании публичной власти, в конституционных актах приводились практически одинаковые признаки публичной власти, что способствовало их единому формированию, единой системе. Так, впервые Конституционный Суд РФ упомянул понятие публичной власти в Постановлении от 24 января 1997 г., указав, что публичная власть государства осуществляется местным самоуправлением и его органами, не входящими в систему органов государственной власти. Конституционный Суд РФ отобразил, что местное самоуправление входит в состав публичной власти, подчеркнув тем самым их единство. Единство, таким образом, прежде всего раскрывалось в их признаках. В последующем Конституционным Судом РФ также продолжало использоваться понятие публичной власти в своих принятых актах. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. публичная власть раскрывается через принцип единства ее системы. Как правильно отмечается в заключении Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г., «принцип единства системы публичной власти предполагает согласованное действие различных уровней власти как единого целого во благо граждан».

В связи с недавними конституционными поправками на конституционном уровне был закреплен правовой статус публичной власти, в состав которой стали входить и органы местного самоуправления. Тем самым публичная власть впервые приобрела свое конституционное значение, несмотря на то, что ее понятие так и не было раскрыто в конституционных нормах. Законодатель придал существенное внимание данному институту, закрепив его правовое положение в иных нормативных правовых актах. В качестве примера можно привести п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Указанный закон раскрыл в своих статьях правовой статус, основы организации и деятельности, а также иные положения, регулирующие функционирование органов публичной власти на региональном уровне. Многие авторы в области конституционного права выразили свое мнение относительно принятия данного закона.

Список литературы

1. Кобзарь-Фролова М.Н. Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие / М.Н. Кобзарь-Фролова // Сибирское юридическое обозрение. 2021. № 2. С. 192–203.
2. Отузян Т.А. Тенденции развития нормативной регламентации разграничения полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления / Т.А. Отузян // Образование и право. 2022. № 2. С. 133–137.
3. Ромайкин И.А. О двухуровневой системе власти федеративного государства / И.А. Ромайкин // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 12. С. 32–40.

Остальные статьи