Дата публикации: 11.04.2024

Единая система публичной власти в Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена единой системе публичной власти в Российской Федерации. В ней автор рассматривает единую систему публичной власти как систему систем, состоящую из системы государственной власти и системы муниципальной власти. Анализируются цели, задачи, составные части, предназначение, принципы функционирования каждой из систем.




В ходе конституционной реформы 2020 г. в российское законодательство были введены термины «публичная власть» и «единая система публичной власти». Так, ст. 71 Конституции РФ организацию публичной власти отнесла к ведению Российской Федерации; в ст. 67 говорится об установлении публичной власти на федеральных территориях; ст. 80 на Президента РФ возложила обязанность обеспечения взаимодействия органов, которые входят в единую систему публичной власти; ст. 83 в числе полномочий Государственного Совета РФ закрепила обеспечение согласованного взаимодействия и функционирования органов публичной власти; ст. 131 установила требование, согласно которому особенности осуществления публичной власти в городах федерального значения, административных центрах (столицах) субъектов РФ и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.

Указанными поправками публичная власть была отнесена к категориям конституционного права, в которых, как подчеркивал Н.С. Бондарь, «воплощаются фундаментальные конституционные идеалы» и которые «имеют не только юридическое, высшее нормативно-правовое значение, но и являются политико-правовыми величинами».

Главной причиной появления категорий «публичная власть» и «единая система публичной власти» в Конституции РФ разработчики поправок назвали «недостаточную скоординированность в деятельности государственного и муниципального уровней власти», что «в течение многих лет негативно сказывалось на реализации прав граждан».

Категория «публичная власть» в юридической науке использовалась и до ее появления в Конституции РФ. Это было «родовое обозначение» совокупности органов государственной и муниципальной власти. Следовательно, публичная власть не равняется отдельно государственной и отдельно муниципальной власти.

Впервые на законодательном уровне понятие публичной власти было сформулировано в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации». В нем под публичной властью понимаются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления. Отсюда публичную власть вполне правомерно делят на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. В науке конституционного права даже появилась формула: «публичная власть = государственная власть + местное самоуправление». Отсюда можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации органы публичной власти специально не создаются. Этот термин используется на доктринальном уровне как обобщающий по отношению к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Список литературы

1. Андриченко Л.В. Эволюция принципов федерализма в России в свете конституционных преобразований 2020 года / Л.В. Андриченко // Журнал российского права. 2022 № 3. С. 48–59.
2. Бондарь Н.С. «Вечные» конституционные идеалы: насколько они неизменны в меняющемся мире? / Н.С. Бондарь // Государство и право. 2020. № 6. С. 20–34.
3. Градовский А.Д. История местного управления в России // Градовский А.Д. Собрание сочинений. В 9 томах. Т. 2. История местного управления в России. Уезд Московского государства / А.Д. Градовский. Санкт-Петербург : тип. М.М. Стасюлевича, 1899. 492 с.
4. Гриценко Е.В. Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020 года / Е.В. Гриценко // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. № 4. С. 80–97.
5. Гриценко Е.В. Что же останется от местного самоуправления в единой системе публичной власти? (Проблемы законодательной интерпретации конституционных поправок) / Е.В. Гриценко // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 5. С. 50–57.
6. Добрынин Н.М. Конституционный принцип единства системы публичной власти: к вопросу об эволюции муниципального управления в России / Н.М. Добрынин // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 11. С. 13–20.
7. Коркунов Н.М. Русское государственное право. В 2 томах. Т. 2 / Н.М. Коркунов. Санкт-Петербург, 1877. 750 с.
8. Лебедев В.А. Публичная власть в субъектах РФ: понятие, принципы, система / В.А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 6. С. 31–36.
9. Лебедев В.В. Народовластие и публичная власть / В.В. Лебедев // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 3–6.
10. Лешков В.Н. О праве самостоятельности как основе для самоуправления / В.Н. Лешков. Москва : Университетская типография (Катков и К°), 1872. 25 с.
11. Пешин Н.Л. Конституционная реформа местного самоуправления: единство публичной власти как новый всеобщий принцип организации местного самоуправления / Н.Л. Пешин // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 11. С. 24–29.
12. Соловьев С.М. История России с древнейших времен // С.М. Соловьев. Сочинения. В 10 книгах. Кн. 1 / С.М. Соловьев. Москва : Мысль, 1988. 798 с.
13. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я.
14. Чертков А.Н. «Симфония властей» как доктринальная основа триумвирата подсистем публичной власти / А.Н. Чертков // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 9. С. 41–45.
15. Чертков А.Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия / А.Н. Чертков // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 19–23.
16. Югов А.А. Единая система публичной власти: понятие и общая характеристика / А.А. Югов // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 2. С. 16–22.

Остальные статьи