Единая система публичной власти в Российской Федерации
Аннотация
Статья посвящена единой системе публичной власти в Российской Федерации. В ней автор рассматривает единую систему публичной власти как систему систем, состоящую из системы государственной власти и системы муниципальной власти. Анализируются цели, задачи, составные части, предназначение, принципы функционирования каждой из систем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 04/2024 |
Страницы | 7-12 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-4-7-12 |
В ходе конституционной реформы 2020 г. в российское законодательство были введены термины «публичная власть» и «единая система публичной власти». Так, ст. 71 Конституции РФ организацию публичной власти отнесла к ведению Российской Федерации; в ст. 67 говорится об установлении публичной власти на федеральных территориях; ст. 80 на Президента РФ возложила обязанность обеспечения взаимодействия органов, которые входят в единую систему публичной власти; ст. 83 в числе полномочий Государственного Совета РФ закрепила обеспечение согласованного взаимодействия и функционирования органов публичной власти; ст. 131 установила требование, согласно которому особенности осуществления публичной власти в городах федерального значения, административных центрах (столицах) субъектов РФ и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.
Указанными поправками публичная власть была отнесена к категориям конституционного права, в которых, как подчеркивал Н.С. Бондарь, «воплощаются фундаментальные конституционные идеалы» и которые «имеют не только юридическое, высшее нормативно-правовое значение, но и являются политико-правовыми величинами».
Главной причиной появления категорий «публичная власть» и «единая система публичной власти» в Конституции РФ разработчики поправок назвали «недостаточную скоординированность в деятельности государственного и муниципального уровней власти», что «в течение многих лет негативно сказывалось на реализации прав граждан».
Категория «публичная власть» в юридической науке использовалась и до ее появления в Конституции РФ. Это было «родовое обозначение» совокупности органов государственной и муниципальной власти. Следовательно, публичная власть не равняется отдельно государственной и отдельно муниципальной власти.
Впервые на законодательном уровне понятие публичной власти было сформулировано в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации». В нем под публичной властью понимаются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления. Отсюда публичную власть вполне правомерно делят на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. В науке конституционного права даже появилась формула: «публичная власть = государственная власть + местное самоуправление». Отсюда можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации органы публичной власти специально не создаются. Этот термин используется на доктринальном уровне как обобщающий по отношению к органам государственной власти и органам местного самоуправления.