Дата публикации: 11.04.2024

Понятие «единая система публичной власти»

Аннотация

В статье рассматривается категория «единая система публичной власти». Проводится анализ и сопоставление терминов «публичная власть» и «публичность». В ходе анализа делается вывод, что не все органы публичной власти в равной степени обладают публичностью. Автор рассматривает понятие «система публичной власти» в узком и широком смысле. В узком смысле понятия «система публичной власти» и «структура публичной власти» являются синонимами. В широком смысле система публичной власти включает три подсистемы, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом в широком понимании в качестве субъектов системы публичной власти могут выступать не только органы власти, но и институты, способные оказывать влияние на политику государства. К таким субъектам будут относиться политические партии, общественные организации и т.д. Функционально органы взаимосвязаны независимо от правовой природы и вида органа. Поэтому системно-функциональное единство сложилось под воздействием различных объективных факторов.




Необходимость реформы управления стала предметом обсуждения в период перестройки. На протяжении более трех десятилетий происходит становление российской системы управления, которая была основана на опыте советского периода и заимствованных элементов управления из практики зарубежных стран. Внесение изменений в Конституцию РФ и закрепление единой системы публичной власти стали новым витком развития системы управления.

Термин «публичная власть», хоть и является избитым в научной литературе, но не имеет нормативного закрепления. В науке данный термин применяется в различных смыслах. Понятия «государственная власть», «общественный» часто используются как синонимы к понятию «публичная власть», а оно отождествляется с государственной властью. Такое широкое использование неслучайно.

Термин «публичная власть» ассоциируется с категорией «публичность». Публичность является одним из принципов деятельности органа власти, современным требованием и характеристикой статуса органа.

При этом если анализировать законодательство Российской Федерации, то в конструкции «единая система публичной власти» термин «публичная» приобретает совершено иное значение.

Законодатель отнес к элементам системы публичной власти все виды существующих органов в Российской Федерации (органы государственной власти, государственные органы, муниципальные органы). В силу специфики функций деятельность органов различается по степени открытости, гласности и доступности для общественности. В теории все органы управления создаются и функционируют на основе общих принципов управления с учетом интересов населения и при участии гражданского общества. Фактически если рассматривать органы власти с позиции функционального аспекта, то нельзя говорить о том, что все органы в равной степени руководствуются в своей деятельности всеми принципами управления. На практике деятельность органа может быть связана с обеспечением безопасности государства, допуском работников к государственной тайне и т.д. Деятельность таких органов не может быть открытой для общества. Поэтому встает вопрос, в чем выражается публичность данных органов, поскольку законодатель включает всю совокупность органов в систему публичной власти.

Список литературы

1. Батталов Д.И. Муниципальная власть как одно из проявлений публичной власти / Д.И. Батталов, И.Р. Аминов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 11–1 (62). С. 54–57.
2. Виноградова Е.В. Исполнительная власть в системе публичной власти в свете новых конституционных реалий / Е.В. Виноградова, М.Н. Кобзарь-Фролова // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С. 250–262.
3. Волович В.Ф. Система и структура федеральных органов исполнительной власти (общетеоретический, конституционно-правовой, организационно-правовой аспекты) / В.Ф. Волович // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сборник статей. Ч. 43 /
4. Коваленко К.И. Государственная власть и местное самоуправление в системе единой публичной власти: проблемы и перспективы конституционных поправок / К.И. Коваленко // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 1 (38). С. 121–124.
5. Кушхова Б.З. Публичная власть: субъектный состав и структура / Б.З. Кушхова // Kant. 2015. № 1 (14). С. 84–88.
6. Лебедев В.А. Государственная власть как форма выражения публичной власти / В.А. Лебедев // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 25 (206). С. 5–9.
7. Магомедова А.А. Представительная власть как вид публичной власти / А.А. Магомедова // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2019. № 4-2. С. 69–73.
8. Праскова С.В. О месте органов публичной власти федеральной территории «Сириус» в системе публичной власти / С.В. Праскова // Академический юридический журнал. 2021. Т. 22. № 3 (85). С. 220–229.
9. Реброва Н.М. Местное самоуправление и государственная власть в системе публичной власти в Российской Федерации / Н.М. Реброва // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2014. № 2. С.
10. Скрипкина Ю.Г. Природа государственной власти и местного самоуправления как уровни публичной власти / Ю.Г. Скрипкина // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 12. С. 155–156.
11. Согомонян В. Публичность власти: определение понятия и типология форм/видов / В. Согомонян // Электронный экономический вестник Татарстана. 2012. № 4. С. 111–125.

Остальные статьи