Понятие «единая система публичной власти»
Аннотация
В статье рассматривается категория «единая система публичной власти». Проводится анализ и сопоставление терминов «публичная власть» и «публичность». В ходе анализа делается вывод, что не все органы публичной власти в равной степени обладают публичностью. Автор рассматривает понятие «система публичной власти» в узком и широком смысле. В узком смысле понятия «система публичной власти» и «структура публичной власти» являются синонимами. В широком смысле система публичной власти включает три подсистемы, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом в широком понимании в качестве субъектов системы публичной власти могут выступать не только органы власти, но и институты, способные оказывать влияние на политику государства. К таким субъектам будут относиться политические партии, общественные организации и т.д. Функционально органы взаимосвязаны независимо от правовой природы и вида органа. Поэтому системно-функциональное единство сложилось под воздействием различных объективных факторов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 04/2024 |
Страницы | 3-6 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-4-3-6 |
Необходимость реформы управления стала предметом обсуждения в период перестройки. На протяжении более трех десятилетий происходит становление российской системы управления, которая была основана на опыте советского периода и заимствованных элементов управления из практики зарубежных стран. Внесение изменений в Конституцию РФ и закрепление единой системы публичной власти стали новым витком развития системы управления.
Термин «публичная власть», хоть и является избитым в научной литературе, но не имеет нормативного закрепления. В науке данный термин применяется в различных смыслах. Понятия «государственная власть», «общественный» часто используются как синонимы к понятию «публичная власть», а оно отождествляется с государственной властью. Такое широкое использование неслучайно.
Термин «публичная власть» ассоциируется с категорией «публичность». Публичность является одним из принципов деятельности органа власти, современным требованием и характеристикой статуса органа.
При этом если анализировать законодательство Российской Федерации, то в конструкции «единая система публичной власти» термин «публичная» приобретает совершено иное значение.
Законодатель отнес к элементам системы публичной власти все виды существующих органов в Российской Федерации (органы государственной власти, государственные органы, муниципальные органы). В силу специфики функций деятельность органов различается по степени открытости, гласности и доступности для общественности. В теории все органы управления создаются и функционируют на основе общих принципов управления с учетом интересов населения и при участии гражданского общества. Фактически если рассматривать органы власти с позиции функционального аспекта, то нельзя говорить о том, что все органы в равной степени руководствуются в своей деятельности всеми принципами управления. На практике деятельность органа может быть связана с обеспечением безопасности государства, допуском работников к государственной тайне и т.д. Деятельность таких органов не может быть открытой для общества. Поэтому встает вопрос, в чем выражается публичность данных органов, поскольку законодатель включает всю совокупность органов в систему публичной власти.