Дата публикации: 11.04.2024

Становление сыскной полиции на территории области Войска Донского (1870–1918)

Аннотация

Ежегодно 5 ноября в России чествуют работников уголовного розыска, что приурочено к событию, произошедшему в 1918 г., когда в составе Народного комиссариата внутренних дел РСФСР учредили Центральное управление уголовного розыска. Данная традиция возникла в советский период и непрерывно чтится в органах внутренних дел Российской Федерации. В то же время уголовный розыск, зародившийся в досоветский период, и результаты изучения истории сыскной полиции Российской империи позволяют сформировать более объективное представление об отечественной правоохранительной системе. После роспуска царской полиции в марте 1917 г. сыскные отделения подверглись обструкции, в области Войска Донского были реорганизованы, но в основном сохранены ввиду особой ценности штатных негласных сотрудников, продолживших борьбу с общеуголовной преступностью. В подготовленной научной статье рассмотрен опыт формирования сыскной полиции на территории области Войска Донского, представляющий ценность для истории государства и права России и истории органов внутренних дел.




Зарождение российского уголовного розыска в досоветский период относится к недостаточно исследованным страницам в истории государства и права. В советской историографии «сыскную полицию» не почитали, искусственно смешивая с политическим сыском, появившимся вместе с самой Российской империей как ее неотъемлемый атрибут. Более «молодой» (по отношению к политическому сыску) зарождавшийся уголовный розыск использовал схожие методы работы, но имел несколько иное профессиональное предназначение, демонстрирующее универсальность борьбы с преступностью вне зависимости от формы государства, ибо «криминальный мир» уязвляет общественно-значимые интересы, т.е. социум, охраняемый и самодержавием, и советской властью, и аппаратом принуждения современной России.

Создание уголовного розыска в России потребовалось после отмены крепостного права в 1861 г. в связи с многократным увеличением внутренней миграции и активизацией перемещения капиталов, а также с активным строительством железнодорожных путей сообщения, позволявших преступникам свободно перемещаться по территории государства (гастролировать), под видом благонадежных подданных скрываться от полиции и органов правосудия. Уже тогда стало понятным, что успешная борьба с криминалитетом невозможна без применения методов оперативно-розыскной деятельности, для реализации которых требовались дополнительные средства и высококвалифицированный личный состав. Одним из первых официально обратил на это внимание обер-полицмейстер Федор Федорович Трепов, подавший в 1866 г. докладную записку императору Александру II, по результатам рассмотрения которой в Северной столице возникла сыскная полиция. Штатная структура последней была определена 27 июня 1867 г., включала начальника, четырех чиновников для поручений, двенадцать полицейских надзирателей, делопроизводителя, двух его помощников и журналиста-архивариуса.

С самого начала история уголовного розыска получила региональную специфику, отражавшую особенности правового положения субъектов государства и местного населения. Донское казачество в составе Российской империи проживало в особом административно-территориальном образовании, 21 мая 1870 г. получившем наименование область Войска Донского. Специфичность Донской области обуславливалась правовым статусом казаков, находившихся в ведении Военного министерства, в том числе по делам суда и полиции. Такого рода специфика порождала метаморфозы профессиональной подчиненности местных органов правопорядка, в составе которых в 70-е годы XIX в. произошло зарождение «сыскной части». Ее проявление было связано с тем, что сотрудники наружной полиции, в первую очередь окружной, функционировавшей в сельской местности, узнавали о совершенных преступлениях в отдаленных уголках области достаточно поздно или совсем оставались неосведомленными, что приводило к росту латентной и рецидивной преступности.

Список литературы

1. Варданян А.В. Результаты оперативно-розыскной деятельности как повод для возбуждения уголовного дела в контексте проблемы соотношения уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства / А.В. Варданян // Современное уголовно-процессуальное
2. Гаврюшкин О. Гуляет старый Таганрог. Исторический очерк / О. Гаврюшкин. Таганрог : Академическое издательство Международного института китайской медицины, 1997. 293 с.
3. Кудряков А.Ю. История Донского жандармского управления / А.Ю. Кудряков, А.В. Нетесов ; редактор М.В. Федоров. Ростов-на-Дону, 2017. 216 с.
4. Лен К.В. Сыщики Серебряного века Владимир Филиппов и Аркадий Кошко / К.В. Лен // Сборник материалов криминалистических чтений. 2015. № 11. С. 82–84.
5. Макеев В.В., Иванцова И.В. Становление и развитие милиции на Дону : монография. Ростов-на-Дону, 1999. 76 с.
6. Матиенко Т.Л. Сыскная полиция в России во второй половине ХIХ — начале ХХ вв. : диссертация кандидата юридических наук / Т.Л. Матиенко. Москва, 1999. 200 с.
7. Небратенко Г.Г. Обеспечение национальной безопасности в период массовых беспорядков в Ростове-на-Дону в июле-декабре 1905 года / Г.Г. Небратенко // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С. 45–50.
8. Рассказов В.Л. Особенности организации и деятельности сыскных отделений полиций в Российской империи / В.Л. Рассказов // Теория права и межгосударственных отношений. 2022. Т. 1. № 11 (23). С. 186–190.
9. Столыпин П.А. Речь в Государственной Думе по поводу дела Азефа 11 февраля 1909 года // Столыпин П.А. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете 1906–1911 / П.А. Столыпин. Москва : Книжный клуб «Книговек», 2011. 459 с.
10. Федотова И.Н. Российская сыскная полиция в портретах ее выдающихся деятелей: Иван Дмитриевич Путилин / И.Н. Федотова, В.А. Запольский // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2020. № 3 (25). С. 126–132.

Остальные статьи