Генезис законодательства об организации судов с участием присяжных заседателей в постсоветской России и проблемы обеспечения его конституционности
Аннотация
В статье исследуется процесс развития законодательства об организации судов с участием присяжных заседателей в постсоветской России, а также затрагиваются проблемы обеспечения соответствия данного законодательства Конституции страны. По мнению автора, вследствие конституционных поправок до конституционной реформы 1993 г. законодателем мыслилось или предполагалось более широкое внедрение в общественно-политическую практику института суда с участием присяжных заседателей, причем гражданские дела были поставлены Конституцией даже на первое место по сравнению с делами уголовными. Конституция РСФСР все еще поддерживала конструкцию «профессионального правосудия совместно с народными заседателями», но была нацелена на крупную трансформацию демократических форм правосудия в будущем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 04/2024 |
Страницы | 40-49 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-4-40-49 |
Своего рода первой «точкой отсчета» в процессе реформирования судебной системы в СССР периода «перестройки» следует, на наш взгляд, считать Постановление Съезда народных депутатов СССР «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР» от 9 июня 1989 г. Согласно этому документу «начавшаяся по инициативе партии глубокая перестройка» общественной жизни должна была «вывести страну из того серьезнейшего кризиса, в котором она оказалась к началу 80-х годов». Съезд констатировал необходимость «избавиться от всего, что тормозит развитие» государства, и открыть перед обществом «новые горизонты общественного прогресса».
Данный документ установил приоритет системы хозяйства, которая основана «не на административных распоряжениях и приказах», но на «экономических методах управления, регулируемых законом». Съезд «единодушно высказался» за необходимость разработки новой Конституции СССР, в которой бы устанавливались «неотъемлемые права человека», гарантировалась «безопасность и правовая защищенность» личности, было бы невозможным «возникновение культа личности, авторитарности, сохранение командно-административных методов управления обществом». Съезд заявил о «своей решимости утверждать верховенство закона» и «равенство перед законом». Принцип «дозволено все, кроме запрещенного законом» был непосредственно признан и закреплен в анализируемом программном акте. Съезд утверждал, что основные стороны деятельности публичной власти «должны быть четко урегулированы законом»; неправомерные действия надлежит обжаловать в судах. Закон — это «фундамент правового государства», «защитник свободы и равенства граждан», «гарант порядка, организованности и справедливости».
Исходя из этих приоритетов, Съезд наметил некоторые направления «предполагаемой судебно-правовой реформы»: во-первых, «решительное укрепление независимости суда»; во-вторых, «повышение эффективности следствия», выведение его «из сферы ведомственного влияния», в-третьих, «допуск адвоката с самого начала расследования». Формулировалось это так: «Объективное следствие, сильная защита и независимый суд — вот триединая формула социалистического правосудия». Ни один преступник «не должен уйти от заслуженного наказания, но и ни один невиновный не должен быть осужден». В связи с этим Съезд поручил Верховному Совету СССР «рассмотреть возможность использования такой демократической формы судопроизводства, какой является суд присяжных».
Отметим, что формула «ни один преступник не должен уйти от заслуженного наказания, ни один невиновный не должен быть осужден», при всей ее стройности и логической привлекательности, представляет собой не более чем цель и даже идеал, к которому, безусловно, следует стремиться, но полностью достичь которого не представляется возможным. Более того, институт суда с участием присяжных заседателей скорее препятствует, чем способствует достижению указанной цели, особенно на ранних стадиях учреждения и организации присяжного правосудия, тем более — в условиях советской и постсоветской России, когда идея возрождения суда присяжных была сформулирована народными депутатами СССР (впервые избранными на альтернативной основе) в виде «поручения» Верховному Совету СССР для последующего обсуждения.